Находясь в стране срок прибывания можно продлить, на 30 дней, 35USD.
Международные переходы
Из Индонезии:
1. Mota Ain - основной автопереход между странами на трассе из Купанга в Дили, работает только в светлое время суток. Расстояние между КПП около 300 метров, переходится пешком. Из Купанга до Атамбуа, что в 40 километрах до границы ходят автобусы, далее есть микроавтобусы, только в основном до Атапупу, 12 километров до границы, также много таксующих мотоциклистов. С Тиморской стороны автобусом Дили-Малиана можно доехать до развилки в Батугаде, что в 3 километрах от границы, есть и дорогие туристические автобусы. Обменом валюты на границе лучше не пользоваться, совсем невыгодно, курс грабительский.
2. Metamauk - переход на южном берегу острова, место глухое и транспорта скорее всего нет, пешком или на своем транспорте.
3. Napan-Dobometo - этот как и следующие переходы в анклав Окусси, данный недалеко от индонезийского городка Кефаменану или просто Кефа, основная трасса Кефа-Понте Макассар.
4. Haumentiana - недалеко от предыдущего и скорее всего недействует.
5. Humusu(Voepoli) - по северному берегу острова трасса из Атамбуа в Понте Макассар, кратчайший путь из основной части Восточного Тимора в анклав Окусси.
1. Mota Ain - основной автопереход между странами на трассе из Купанга в Дили, работает только в светлое время суток. Расстояние между КПП около 300 метров, переходится пешком. Из Купанга до Атамбуа, что в 40 километрах до границы ходят автобусы, далее есть микроавтобусы, только в основном до Атапупу, 12 километров до границы, также много таксующих мотоциклистов. С Тиморской стороны автобусом Дили-Малиана можно доехать до развилки в Батугаде, что в 3 километрах от границы, есть и дорогие туристические автобусы. Обменом валюты на границе лучше не пользоваться, совсем невыгодно, курс грабительский.
2. Metamauk - переход на южном берегу острова, место глухое и транспорта скорее всего нет, пешком или на своем транспорте.
3. Napan-Dobometo - этот как и следующие переходы в анклав Окусси, данный недалеко от индонезийского городка Кефаменану или просто Кефа, основная трасса Кефа-Понте Макассар.
4. Haumentiana - недалеко от предыдущего и скорее всего недействует.
5. Humusu(Voepoli) - по северному берегу острова трасса из Атамбуа в Понте Макассар, кратчайший путь из основной части Восточного Тимора в анклав Окусси.
Автомобильные дороги
Движение на дорогах по левой стороне.
Дорог в отличие от индонезийской части острова немало, сеть дорог как по северному, так и по южному берегу острова. Основные дороги как правило с асвальтовым покрытием, все узкие и качество покрытия оставляет желать лучшего. Вот список основных трасс:
A-01 - основная трасса из Дили по северному берегу на восток в Баокао и далее в Лос Палос, немало различного транспорта, качество покрытия куда лучше остальных трасс.
A-03 - трасса из Дили на запад к границе с Индонезией, также по северному берегу, тоже есть транспорт, качество покрытия похуже, но все-таки лучше среднего.
По южному берегу есть дорога из Лос Палоса в Суай, что недалеко от границы с Индонезией, по большей части глуховата и узковата, а асфальтовое покрытие совсем старое.
Между северным и южным берегом есть дороги:
- Батугаде-Малиана и далее на Суай(вдоль границы с Индонезией), вполне качественна, почти как третья трасса,
- Дили-Айлеу-Саме,
- Баукау-Викеке, места красивые и трасса вполне на уровне.
Цены на топливо высоки:
бензин - 1,35-1,7 долларов,
солярка - 1,58-1,85 долларов.
Автобусное сообщение в виде небольших и старых автобусов есть между районными центрами. Стоимось 3 доллара на 100 километров за сидячие места и 1 доллар за стоячие или висячие места. Также есть локальные грузовички со скамейками в кузове.
В Дили городской транспорт представлен типичными индонезийскими микроавтобусами, стоимость 0,1-0,25 доллара за поездку. Есть куда более дорогие легковые такси.
Дорог в отличие от индонезийской части острова немало, сеть дорог как по северному, так и по южному берегу острова. Основные дороги как правило с асвальтовым покрытием, все узкие и качество покрытия оставляет желать лучшего. Вот список основных трасс:
A-01 - основная трасса из Дили по северному берегу на восток в Баокао и далее в Лос Палос, немало различного транспорта, качество покрытия куда лучше остальных трасс.
A-03 - трасса из Дили на запад к границе с Индонезией, также по северному берегу, тоже есть транспорт, качество покрытия похуже, но все-таки лучше среднего.
По южному берегу есть дорога из Лос Палоса в Суай, что недалеко от границы с Индонезией, по большей части глуховата и узковата, а асфальтовое покрытие совсем старое.
Между северным и южным берегом есть дороги:
- Батугаде-Малиана и далее на Суай(вдоль границы с Индонезией), вполне качественна, почти как третья трасса,
- Дили-Айлеу-Саме,
- Баукау-Викеке, места красивые и трасса вполне на уровне.
Цены на топливо высоки:
бензин - 1,35-1,7 долларов,
солярка - 1,58-1,85 долларов.
Автобусное сообщение в виде небольших и старых автобусов есть между районными центрами. Стоимось 3 доллара на 100 километров за сидячие места и 1 доллар за стоячие или висячие места. Также есть локальные грузовички со скамейками в кузове.
В Дили городской транспорт представлен типичными индонезийскими микроавтобусами, стоимость 0,1-0,25 доллара за поездку. Есть куда более дорогие легковые такси.
Железные дороги
Нет.
Морские пути
Помимо основной части страны со столицей в ее центре Восточному Тимору досталось в наследство небольшой остров Атауро в непосредственной близости от Дили и анклав Окусси в западной части острова Тимор. Из Дили ходит единственный, но новый паром, изготовленный кстати в Индонезии, как на остров так и в анклав. По понедельникам и четвергам вечером в Окусси, 4 доллара, 12 часов, в последующие дни обратно, в субботу утром в Атауро в тот же день обратно, 2 доллара.
Деньги и цены
Валюта страны североамериканский доллар(доллар США). Только монеты свои, хотя встречаются и американские.
В обороте имеются купюры:
1,5,10,20,50,100 Долларов.
Монеты:
1,5,10,25,50 Сентабо(центы).
На всю страну есть только три банкомата международных систем и все три в Дили, деньги выдает без видимых проблем. Есть и система денежных переводов.
В столице есть продуктовые минисупермаркеты где отовариваются в основном ООНовцы и прочие буржуи из разных стран, коих в стране пока еще немало. В эти маркеты можно заходить как на выставку, есть продукты как из всех соседних стран Юго-Восточной Азии(Таиланд,Малайзия,Индонезия,Филиппины), так и из США, Канады, Европы, Австралии и Кореи с Китаем. Цены в зависимости от страны происхождения, самые дешевые естественно из Индонезии. Вот некоторые цены(в долларах):сок(литр)-2, макароны(500гр)-1,55, сгущенка-1,3, шоколад(200гр)-3,25, молоко(литр)-1,80, сосиски-1,25, яйца-1,80, курица(кило)-4-6, картофель(кило)-1,5. Помимо этих маркетов есть обычные народные магазинчики, где продаются продукты в основном из Индонезии и в общем и целом по индонезийским ценам: лапша бп-0,15, банка рыбных консервов(155гр)-0,30, только хлеб дорог полтора доллара.
Готовая пища в столице также не дешева, самая дешевая индонезийкая еда, "баксо" готовят за один доллар, порция "Масакан Падан" за полтора доллара и эти цены есть далеко не везде. Обычные столичные цены в ресторанчиках около 3,5 долларов за порцию еды. В провинции в основном дешевые цены, 1-2 доллара за порцию еды.
В обороте имеются купюры:
1,5,10,20,50,100 Долларов.
Монеты:
1,5,10,25,50 Сентабо(центы).
На всю страну есть только три банкомата международных систем и все три в Дили, деньги выдает без видимых проблем. Есть и система денежных переводов.
В столице есть продуктовые минисупермаркеты где отовариваются в основном ООНовцы и прочие буржуи из разных стран, коих в стране пока еще немало. В эти маркеты можно заходить как на выставку, есть продукты как из всех соседних стран Юго-Восточной Азии(Таиланд,Малайзия,Индонезия,Филиппины), так и из США, Канады, Европы, Австралии и Кореи с Китаем. Цены в зависимости от страны происхождения, самые дешевые естественно из Индонезии. Вот некоторые цены(в долларах):сок(литр)-2, макароны(500гр)-1,55, сгущенка-1,3, шоколад(200гр)-3,25, молоко(литр)-1,80, сосиски-1,25, яйца-1,80, курица(кило)-4-6, картофель(кило)-1,5. Помимо этих маркетов есть обычные народные магазинчики, где продаются продукты в основном из Индонезии и в общем и целом по индонезийским ценам: лапша бп-0,15, банка рыбных консервов(155гр)-0,30, только хлеб дорог полтора доллара.
Готовая пища в столице также не дешева, самая дешевая индонезийкая еда, "баксо" готовят за один доллар, порция "Масакан Падан" за полтора доллара и эти цены есть далеко не везде. Обычные столичные цены в ресторанчиках около 3,5 долларов за порцию еды. В провинции в основном дешевые цены, 1-2 доллара за порцию еды.
Гостиницы
Проживание в столице не дешево. Гостиница только дорогая, есть гестхауз за 10 долларов, где останавливаются почти все бекпекеры. Приезжают они в Дили только за новой индонезийской визой, в остальном страна для них малоинтересна. Из этого следует что в других местах гестхаузов и гостиниц нет, а есть только недешевые в общем мотели.
Связь с внешним миром
Интернет есть дорогой и неприлично дорогой, оба варианта только в Дили. Первый по 2 доллара час, второй по 6 долларов. В чем разница сказать сложно, скорость везде низкая и в остальнном все схоже, единственное то что в слишком дорогих вариантах возможна поминутная оплата по 10 центов минута, в более дешевых минимум 15 минут за полдоллара.
Язык и общение
Национальный язык страны Тетум или тетумский, помимо него в стане распространены и другие тиморские языки, кстати тетумский Восточного Тимора немного отличается от тетумского индонезийской части острова, где на нем также общаются. Также оффициально используется португальский, второй язык страны, но он не очень популярен. Английский изучают также, но знают его далеко не все, знающие есть в основном в Дили. А вот индонезийский знают почти все, общаться на нем желают может и не все, но в школах его также учат.
Здесь краткий разговорник Тетум
Здесь краткий разговорник Тетум
Автостоп
Автостоп хороший, несмотря на небольшое колличество частного, как впрочем и остального транспорта. Условия будут как правило спартанскими, езда в кузовах пикапов или грузовичков с местными аборигенами обычное дело. Буржуйские джипы ООНовцев в основном не берут. Таксующего транспорта почти нет, есть только пассажирские грузовички, которые можно спутать с обычными. Скорость 200-300 километров за день, почти все дороги имеют горный профиль.
Вписки
Вписки возможны, особенно вне столицы и других мест сосредоточения иностранцев, менталитет близок к индонезийскому и вписки как в Индонезии не сложны. В Дили сложнее, столица все-таки. Палатку в Дили ставить в общем негде, спокойных мест не видно, только за городом на ближайших холмах, в остальных местах места под палатку предостаточно.
Климат
Страна в муссонной зоне южного полушария. Дожди как правило в зимние месяцы. Северный берег засушлив, местность полупустынная. Южный наоборот, дожди там бывают и в сухой сезон, немного естественно. В горах горный климат, высота до 3000 метров.