Международные переходы
Швеция как впрочем и все соседние страны входят в зону Шенгенского соглашения. Это означает отсутсвие как таможенного так и паспортного контроля между странами Шенгена.
По земле можно прибыть из Финляндии, Норвегии, а также из Дании, где построен мост и тоннель соединяющий города Копенгаген и Мальме.
По морю на пароме можно прибыть из всех соседних стран. Основные паромные линии:
Прибытие с востока:
Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм, круизное судно.
Хельсинки - Стокгольм, две конкурирующие компании, паромы ночные, с заходом на Аландские острова, плыть 15 часов.
Турку - Стокгольм, также с посещением Аландских островов, есть как дневные так и ночные, в пути около 10 часов.
Вааса - Умео, паром в узком месте Ботнического залива.
Прибытие из Дании:
Хельсингер - Хельсингборг, основной паромный маршрут из континентальной Европы в самом узком месте пролива Эресунн, дешевый, пассажирский тариф всего около 4 Евро, Также есть паромы из Фредериксхавена и Грено что на севере Дании и с острова Борнхольм.
Другие паромные линии: из Эстонии(Таллинн), Латвии(Рига, Вентспилс), Литвы(Клайпеда), Польши(Свиноуйсьце, Гдыня, Гданьск), Германии(Киль, Травемюнде, Варнемюнде, Засниц) и даже из Норвегии(Саннефьорд).
По земле можно прибыть из Финляндии, Норвегии, а также из Дании, где построен мост и тоннель соединяющий города Копенгаген и Мальме.
По морю на пароме можно прибыть из всех соседних стран. Основные паромные линии:
Прибытие с востока:
Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм, круизное судно.
Хельсинки - Стокгольм, две конкурирующие компании, паромы ночные, с заходом на Аландские острова, плыть 15 часов.
Турку - Стокгольм, также с посещением Аландских островов, есть как дневные так и ночные, в пути около 10 часов.
Вааса - Умео, паром в узком месте Ботнического залива.
Прибытие из Дании:
Хельсингер - Хельсингборг, основной паромный маршрут из континентальной Европы в самом узком месте пролива Эресунн, дешевый, пассажирский тариф всего около 4 Евро, Также есть паромы из Фредериксхавена и Грено что на севере Дании и с острова Борнхольм.
Другие паромные линии: из Эстонии(Таллинн), Латвии(Рига, Вентспилс), Литвы(Клайпеда), Польши(Свиноуйсьце, Гдыня, Гданьск), Германии(Киль, Травемюнде, Варнемюнде, Засниц) и даже из Норвегии(Саннефьорд).
Автомобильные дороги
В стране довольно развитая сеть автомобильных дорог хорошего качества, как правило с асфальтовым покрытием.
Грунтовых дорог немного, лесных наверное больше. Автобаны распространены только на югу. Все основные дороги пронумерованы, как ни странно трассы Европейских маршрутов не имеют национальных номеров.
Основные трассы(Европейские маршруты):
E4 - Хапаранда - Хельсингборг. Главная магистраль страны идущая с севера на юг вдоль побережья, протянулась от границы с Финляндией до парома в Данию через города Лулео, Умео, Сундсвалль, Евле, Уппсала, Стокгольм, Норрчепинг, Йенчепинг. Автобан есть только на юге, от Уппсалы до Хельсингборга, на остальных участках как правило в формате 1+2, это чередование одной полосы с двумя в каждую сторону или 1+1, 2+2(оба редко), причем в основном есть отбойник не только на разделе напралений, но и справа, даже если одна полоса, я называю это "шведский коридор".
E6 - Треллеборг - Мальме - Хельсингборг - Гетеборг - граница с Норвегией в Осло. Почти везде автобан.
E10 - Тере(трасса E4) - Кируна - граница с Норвегией в Нарвик.
E12 - Умео(трасса E4) - Люкселе - граница с Норвегией в Му-и-Рана.
E14 - Сундсвалль(трасса E4) - Эстерсунд - граница с Норвегией в Тронхейм.
E16(50,66,70) - Евле(трасса E4) - Сандвикен - Фалун - Бурленге - Малунг - Турсбю - граница с Норвегией в Осло.
E18 - Капелльшер - Норртелье - Стокгольм - Вестерос - Эребру - Карлстад - граница с Норвегией в Осло. Частично автобан.
E20 - Стокгольм - Седертелье - Эскильстуна - Эребру - Гетеборг - на E6 в Мальме и далее на мост в Копенгаген. Частично автобан, в том числе и мост в Данию.
E22 - Норрчепинг - Вестервик - Оскарсхамн - Кальмар - Карлскруна - Карлсхамн - Кристианстад - Лунд - Мальме - Треллеборг. Прибрежная трасса юга, автобана почти нет, на некоторых участках 1+2 или 2+2.
E45 - Каресуандо(граница с Финляндией) - Виттанги - Сваппавара(E10) - Елливаре - Кобдалис - Арвидсъяур - Стуруман(E12) - Вильхельмина - Доротеа - Стремсунд - Хаммердаль - Эстерсунд(E14) - Свег - Мура - Малунг(E16) - Сунне - Грумс(E18) - Сефле - Омоль - Венерсборг - Тролльхеттан - Гетеборг. Также и как E4 тянется с самого севера на юг, только не по побережью а по предгорьям в центральной части страны, автобан только на небольшом участке на юге.
E65 - Мальме - Истад.
Некоторые национальные трассы:
9 - Кристианстад(E22) - Симрисхамн - Истад(E65) - Треллеборг(E6). Прибрежная трасса на юге страны, почти везде обычная дорога без отбойников.
26 - Мура(E45) - Вансбру - Филиостад - Кристинехамн(E18) - Мариестад(E20) - Шевде - Йиславед - Хальмстад(E6).
55 - Уппсала(E4) - Энчепинг(E18) - Стренгнес(E20) - Флен - Катринехольм - Норрчепинг(E4,E22). Так-как Стокгольм не имеет полноценной объездной дороги, эта трасса частично заменяет ее.
76 и 276,274 - Евле(E4) - Эстхаммар - Норртелье(E18) - Окерсберга - Стокгольм. Прибрежная трасса к северу от Стокгольма, альтернатива E4, обычная дорога без отбойников.
Только часть крупных городов имеют объездные дороги, как правило в виде автобана, в остальных случаях основная трасса идет через город или по окраине, в Стокгольме например автобан(E4) идет через город, из крупных городов объездную имеет только Мальме.
Из крупных островов только Эланд соединен мостом с материком, но мост старый и довольно узкий.
Указатели с номерами дорог в достаточном колличестве в основном на перекрестках. Километровые столбы замечены небыли, только на автобанах или местами на основных трассах есть таблички.
Средние цены на топливо на заправках, указаны в Кронах.
Бензин 85: 9,09-9,20,
Бензин 95: 14,59,
Дизель: 14,38.
Междугородние автобусы распространены на всех направлениях. Цены заметно колеблются в зависимости от дня недели, времени суток, компании перевозчика.
Примерные минимальные цены на некоторые маршруты в междугородних экспрессах (в Кронах):
Из Стокгольма в:
Гетеборг - 329,
Мальме - 420,
Уппсала - 59,
Норрчепинг - 119,
Оскарсхамн - 350,
Кальмар - 309,
Карлскруна - 420,
Сундсвалль - 459,
Эрншельдсвик - 419,
Умео - 459,
Мальме - Гетеборг - 99,
Некоторые международные:
Стокгольм - Осло - 219,
Мальме - Копенгаген - 49,
Мальме - Осло - 159,
Стандартные расценки одной из региональных автобусной компании в зависимости от расстояния (в Кронах):
10км - 22 - 24,
20км - 36 - 40,
50км - 71 - 79,
100км - 128 - 142,
150км - 183 - 203,
200км - 233 - 259,
300км - 318 - 353,
400км - 383 - 426,
Возможно заметное снижение расценок в период различных акций.
В крупных горордах есть городские автобусы, в Стокгольме разовый билет стоит 36 Крон за поездку в городской зоне А, на две или три зоны заметно дороже, также есть билет на сутки - 115 Крон, на трое суток - 230 Крон. Билет годен на все виды городского транспорта.
Основные трассы(Европейские маршруты):
E4 - Хапаранда - Хельсингборг. Главная магистраль страны идущая с севера на юг вдоль побережья, протянулась от границы с Финляндией до парома в Данию через города Лулео, Умео, Сундсвалль, Евле, Уппсала, Стокгольм, Норрчепинг, Йенчепинг. Автобан есть только на юге, от Уппсалы до Хельсингборга, на остальных участках как правило в формате 1+2, это чередование одной полосы с двумя в каждую сторону или 1+1, 2+2(оба редко), причем в основном есть отбойник не только на разделе напралений, но и справа, даже если одна полоса, я называю это "шведский коридор".
E6 - Треллеборг - Мальме - Хельсингборг - Гетеборг - граница с Норвегией в Осло. Почти везде автобан.
E10 - Тере(трасса E4) - Кируна - граница с Норвегией в Нарвик.
E12 - Умео(трасса E4) - Люкселе - граница с Норвегией в Му-и-Рана.
E14 - Сундсвалль(трасса E4) - Эстерсунд - граница с Норвегией в Тронхейм.
E16(50,66,70) - Евле(трасса E4) - Сандвикен - Фалун - Бурленге - Малунг - Турсбю - граница с Норвегией в Осло.
E18 - Капелльшер - Норртелье - Стокгольм - Вестерос - Эребру - Карлстад - граница с Норвегией в Осло. Частично автобан.
E20 - Стокгольм - Седертелье - Эскильстуна - Эребру - Гетеборг - на E6 в Мальме и далее на мост в Копенгаген. Частично автобан, в том числе и мост в Данию.
E22 - Норрчепинг - Вестервик - Оскарсхамн - Кальмар - Карлскруна - Карлсхамн - Кристианстад - Лунд - Мальме - Треллеборг. Прибрежная трасса юга, автобана почти нет, на некоторых участках 1+2 или 2+2.
E45 - Каресуандо(граница с Финляндией) - Виттанги - Сваппавара(E10) - Елливаре - Кобдалис - Арвидсъяур - Стуруман(E12) - Вильхельмина - Доротеа - Стремсунд - Хаммердаль - Эстерсунд(E14) - Свег - Мура - Малунг(E16) - Сунне - Грумс(E18) - Сефле - Омоль - Венерсборг - Тролльхеттан - Гетеборг. Также и как E4 тянется с самого севера на юг, только не по побережью а по предгорьям в центральной части страны, автобан только на небольшом участке на юге.
E65 - Мальме - Истад.
Некоторые национальные трассы:
9 - Кристианстад(E22) - Симрисхамн - Истад(E65) - Треллеборг(E6). Прибрежная трасса на юге страны, почти везде обычная дорога без отбойников.
26 - Мура(E45) - Вансбру - Филиостад - Кристинехамн(E18) - Мариестад(E20) - Шевде - Йиславед - Хальмстад(E6).
55 - Уппсала(E4) - Энчепинг(E18) - Стренгнес(E20) - Флен - Катринехольм - Норрчепинг(E4,E22). Так-как Стокгольм не имеет полноценной объездной дороги, эта трасса частично заменяет ее.
76 и 276,274 - Евле(E4) - Эстхаммар - Норртелье(E18) - Окерсберга - Стокгольм. Прибрежная трасса к северу от Стокгольма, альтернатива E4, обычная дорога без отбойников.
Только часть крупных городов имеют объездные дороги, как правило в виде автобана, в остальных случаях основная трасса идет через город или по окраине, в Стокгольме например автобан(E4) идет через город, из крупных городов объездную имеет только Мальме.
Из крупных островов только Эланд соединен мостом с материком, но мост старый и довольно узкий.
Указатели с номерами дорог в достаточном колличестве в основном на перекрестках. Километровые столбы замечены небыли, только на автобанах или местами на основных трассах есть таблички.
Средние цены на топливо на заправках, указаны в Кронах.
Бензин 85: 9,09-9,20,
Бензин 95: 14,59,
Дизель: 14,38.
Междугородние автобусы распространены на всех направлениях. Цены заметно колеблются в зависимости от дня недели, времени суток, компании перевозчика.
Примерные минимальные цены на некоторые маршруты в междугородних экспрессах (в Кронах):
Из Стокгольма в:
Гетеборг - 329,
Мальме - 420,
Уппсала - 59,
Норрчепинг - 119,
Оскарсхамн - 350,
Кальмар - 309,
Карлскруна - 420,
Сундсвалль - 459,
Эрншельдсвик - 419,
Умео - 459,
Мальме - Гетеборг - 99,
Некоторые международные:
Стокгольм - Осло - 219,
Мальме - Копенгаген - 49,
Мальме - Осло - 159,
Стандартные расценки одной из региональных автобусной компании в зависимости от расстояния (в Кронах):
10км - 22 - 24,
20км - 36 - 40,
50км - 71 - 79,
100км - 128 - 142,
150км - 183 - 203,
200км - 233 - 259,
300км - 318 - 353,
400км - 383 - 426,
Возможно заметное снижение расценок в период различных акций.
В крупных горордах есть городские автобусы, в Стокгольме разовый билет стоит 36 Крон за поездку в городской зоне А, на две или три зоны заметно дороже, также есть билет на сутки - 115 Крон, на трое суток - 230 Крон. Билет годен на все виды городского транспорта.
Железные дороги
Сеть шведских железных дорог SJ (Statens Jarnvagar), www.sj.se, распространена на большей части страны и охватывает все крупные и средние города. Помимо основной государственной компании SJ существует несколько небольших региональных таких как Oresundstag(полуостров Сконе на юге и окрестности Копенгагена), SL и Tagkompaniet(Стокгольм и окрестности), Norrtag(север страны - Сундсвалль, Эстерсунд, Тронхейм, Умео, Лулео, Кируна), X-Taget(Евле, Сундсвалль, Болльнес, Юсдаль), Vasttrafik(запад страны, окрестности Гетеборга) и другие, они в основном осуществляют региональные перевозки на электропоездах. В основном все направления однопутны, значимые электрофицированы. Движение в основном пассажирское. Международное сообщение есть с Норвегией(Осло, Нарвик, Тронхейм) и Данией(Копенгаген и окрестности).
Представлено несколько видов поездов:
Snabbtag (500-599), скоростной электропоезд , комфортабельные сидения, курсирует как правило между крупными городами, вагоны двух классов,
Nattag (1-99), ночной поезд, есть сидячие и спальные места, только на дальних маршрутах,
IC - IntreCity (1-299), междугородний, сидячий, дневной, два или только второй класс,
Reg - Regional (200, 2000), пригородные поезда, два или только второй класс,
Пригородные маршруты также обслуживают другие компании.
Стоимость билетов в Кронах на ближайший день, примерная:
Из Стокгольма в:
Гетеборг - 419-749(Snabb), 454(Natt), 515-607(IC), 515-717(Reg), 476-797(другие)
Мальме - 538-675(Snabb), 350-549(Natt), 347-607(IC), 299-407(другие)
Уппсала - 84-107(любые),
Сундсвалль - 428-630(Snabb), 481(Natt),
Умео - 664-1288(Snabb), 686-749(Natt)
Лулео - 699-749(Natt)
Кируна - 550-749(Natt)
Мальме - Гетеборг - 268-357(Snabb), 343-433(другие),
Некоторые международные:
Стокгольм - Осло - 466-864(IC),
Стокгольм - Копенгаген - 558-1067(Snabb),
Гетеборг - Осло - 299,
В Стокгольме есть несколько линий городских электричек (Lokalbana), в основном на окраине, несколько трамвайных линии (Sparvagnshall), а также несколько веток надземно-подземного метро (Tunnelbana), через центр к окраинам.
Представлено несколько видов поездов:
Snabbtag (500-599), скоростной электропоезд , комфортабельные сидения, курсирует как правило между крупными городами, вагоны двух классов,
Nattag (1-99), ночной поезд, есть сидячие и спальные места, только на дальних маршрутах,
IC - IntreCity (1-299), междугородний, сидячий, дневной, два или только второй класс,
Reg - Regional (200, 2000), пригородные поезда, два или только второй класс,
Пригородные маршруты также обслуживают другие компании.
Стоимость билетов в Кронах на ближайший день, примерная:
Из Стокгольма в:
Гетеборг - 419-749(Snabb), 454(Natt), 515-607(IC), 515-717(Reg), 476-797(другие)
Мальме - 538-675(Snabb), 350-549(Natt), 347-607(IC), 299-407(другие)
Уппсала - 84-107(любые),
Сундсвалль - 428-630(Snabb), 481(Natt),
Умео - 664-1288(Snabb), 686-749(Natt)
Лулео - 699-749(Natt)
Кируна - 550-749(Natt)
Мальме - Гетеборг - 268-357(Snabb), 343-433(другие),
Некоторые международные:
Стокгольм - Осло - 466-864(IC),
Стокгольм - Копенгаген - 558-1067(Snabb),
Гетеборг - Осло - 299,
В Стокгольме есть несколько линий городских электричек (Lokalbana), в основном на окраине, несколько трамвайных линии (Sparvagnshall), а также несколько веток надземно-подземного метро (Tunnelbana), через центр к окраинам.
Морские пути
Швеция имеет немало островной территории, как правило это небольшие острова в непосредственной близости от материка, исключение состовляет крупный остров Готланд и небольшие острова неподалеку от него. Все обитаемые острова соединены с материком паромными линиями. На остров Эланд можно перебраться как по мосту(только автотранспортом) из города Кальмар, так и на пароме из Оскарсхамна на север острова. Паромные цены как и на другие виды транспорта в Швеции недешевы.
Деньги и цены
Валюта страны Шведская Крона. Теоритически крона делится на 100 Эре, но они уже выведены из обращения, самая мелкая монета 1 Крона.
Обмен возможен в банках или обменных пунктах с основной валюты Евро и валют соседних стран, но курсы не очень приятные. Банкоматы встречаются повсеместно, также везде можно оплатить покупки с помощью банковской карты, что многие и делают.
Курс обмена около: Один Euro около 9 Крон. 1 Крона равна примерно 5,3 Российским рублям.
В обороте есть купюры достоинством:
20,50,100,500 и 1000 Крон.
Монеты:
1, 2(совсем редко),5,10 Крон.
.
Цены на приготовленную пищу в кафе различны, самое дешевое кушанье можно обнаружить в некоторых непродовольственных супермаркетах на окраинах городов, сосиська в тесте или булочка с кофе там стоит всего 5 Крон, на некоторых заправках что-то подобное уже 10 Крон, прочая уличная еда в центральной части города обычно стоит от 17 до 25 Крон.
Фабричные продукты продаются как правило в супермаркетах или в городских сетевых магазинах. Цены чуть выше среднеевропейских, дороги хлеб и мясные продукты. Есть только две торговые сети с недорогими продуктами, обе не имеют магазинов на севере страны, одна есть только на юге. Некоторые цены в супермаркете(в Кронах): батон белого хлеба 300гр - 6,9, 500гр - 9,95-10,95, 750гр - 11,95, есть черный, но чуть дороже, рыбные консервы (125гр) от 6,5, фасоль в томате (400гр) от 3,9, колбаса (300гр) от 8, паштет печеночный (200гр) - 8,9, бекон (125гр) - 9,95, печенье (400гр) от 6,75.
Обмен возможен в банках или обменных пунктах с основной валюты Евро и валют соседних стран, но курсы не очень приятные. Банкоматы встречаются повсеместно, также везде можно оплатить покупки с помощью банковской карты, что многие и делают.
Курс обмена около: Один Euro около 9 Крон. 1 Крона равна примерно 5,3 Российским рублям.
В обороте есть купюры достоинством:
20,50,100,500 и 1000 Крон.
Монеты:
1, 2(совсем редко),5,10 Крон.
.
Цены на приготовленную пищу в кафе различны, самое дешевое кушанье можно обнаружить в некоторых непродовольственных супермаркетах на окраинах городов, сосиська в тесте или булочка с кофе там стоит всего 5 Крон, на некоторых заправках что-то подобное уже 10 Крон, прочая уличная еда в центральной части города обычно стоит от 17 до 25 Крон.
Фабричные продукты продаются как правило в супермаркетах или в городских сетевых магазинах. Цены чуть выше среднеевропейских, дороги хлеб и мясные продукты. Есть только две торговые сети с недорогими продуктами, обе не имеют магазинов на севере страны, одна есть только на юге. Некоторые цены в супермаркете(в Кронах): батон белого хлеба 300гр - 6,9, 500гр - 9,95-10,95, 750гр - 11,95, есть черный, но чуть дороже, рыбные консервы (125гр) от 6,5, фасоль в томате (400гр) от 3,9, колбаса (300гр) от 8, паштет печеночный (200гр) - 8,9, бекон (125гр) - 9,95, печенье (400гр) от 6,75.
Гостиницы
В Стокгольме и других крупных городах бюджетный ночлег есть в хостелах, койка в дормитории стоит 15-25 Евро, отдельная комната от 40 Евро.
С конца весны до начала осени открыты кемпинги, стоимость проживания в своей палатке 12-18 Евро, с машины в среднем на 5 Евро дороже, в домиках стоимость ночлега заметно колеблется, начальные цены 20-60 Евро.
Связь с внешним миром
Общедоступный интернет есть в публичных библиотеках, они есть во всех городах и во всех районах крупных городов, все они оборудованы компьютерами с бесплатным интернетом, обычная продолжительность сеанса 15 минут. Также бесплатный интернет с компьютера есть в туристических информационных центрах во всех городах. Со своего компьютера выйти в интернет можно через Wi-Fi в обычных для этого местах, в ресторанах, кафе и гостиницах.
Для телефонных переговоров предпочтительнее использовать сотовую связь, при использовании местной сети стоимость разговора невелика.
Для телефонных переговоров предпочтительнее использовать сотовую связь, при использовании местной сети стоимость разговора невелика.
Язык и общение
Национальный язык страны щведский, на севере страны распространен финский и саамский. Английский язык по сути является вторым основным языком, им владеют почти все коренные жители, только иммигранты его как правило не знают. Русскоговорящих замечено не было, возможно они есть среди мигрантов из бывшего СССР.
Путешествие на велосипеде
Путешествовать на велосипеде по Швеции не всегда удобно. Большая часть основных трасс(не автобаны) построены по типу "шведский коридор" где нет места и движение по которым на велосипеде небезопасно, велодорожкек или дублирующей второстепенной трассы в основном нет, особенно на севере страны, на основной трассе где есть дублер, стоят запрещающие знаки. В южной части страны второстепенных дорог достаточно много, есть варианты веломаршрутов. Также большим недостатком является возможность попасть своим ходом на остров Эланд, при въезде на мост стоят запрещающие знаки и нет велодорожки.
Вписки и палатка
Ночевать в палатке можно в лесу или иных местах за исключением территорий примыкающих к жилым помещениям, сельхозугодий, мест обозначенных как запрещенные к установке палаток. Обычным местом для стоянки скорее всего будет лес в отдаленном от жилых домов месте. Также в большинстве случаев(летом) запрещено разжигать костры вне предназначенных для этого местах, оставлять мусор после своего прибывания и причинять вред природе, ломать деревья и т.п.
Климат
Климат на севере страны умеренно континентальный, холодная и продолжительная зима и короткое прохладное лето. Средние температуры января минус 10-14, июля плюс 12-16, иногда даже летом выпадает немало снега. Осадки выпадают в основном в летний период.
В центральных и южных районах страны морской климат с преобладанием западных и юго-западных ветров. Зима мягкая, а лето прохладное. Средние температуры января 0-5 градусов тепла, июля 15-18. Осадков больше летом и осенью.
Вдоль всей границы с Норвегией возвышаются Скандинавские горы, колличество осадков там как правило в два раза больше.
Лучшее время для путешествия по стране в летние месяца, на севере это июль и август, в центре и на юге с мая по сентябрь.
Посольства и консульства находящиеся в стране Малайзия
Номерные знаки автотранспорта
Фотографии из Малайзии
Полезная информация
Во всех регионах страны распространены офисы туристической информации, обозначены буквой "i" в национальных цветах. Там можно получить интересующую вас информацию на английском языке, есть множество информационных и бесплатных буклетов и карт. Также есть компьютер с выходом в интернет. Сотрудники офисов готовы помочь в любых ситуациях. Находятся они как правило в центре города или на вокзале во всех райцентрах страны. Также на трассах в местах для стоянок транспорта установлены щиты с картами и другой информацией, а иногда кабинки с картами и прочими буклетами.