Есть два основных типа виз:
1. Транзитная на 15 дней, обязателен билет из Индии, для россиян стоимость как у туристической визы,
2. Туристическая, может быть однократной, двукратной или многократной, со сроком прибывания в Индии до полугода, стоит около 40-50USD, в посольствах неродных для путешественника стран сначала отправляется факс, а потом делается виза, ждать как правило 3 дня. В России для получения визы необходим авиабилет.
Пермиты(разрешения):
Для посещения иностранцами некоторых штатов необходимы разрешения, выдаваемые уполномоченными органами штатов расположенными как правило в самой Индии,
Андаманские и Никобарские острова: выдается бесплатно по прибытию, как по воздуху так и по воде, сроком на 30 дней, не продляется, по прибытию и при выезде в паспорт ставятся печати с датой, паромы ходят регулярно из Калькутты и Ченная,
Сикким: выдается бесплатно на границе штата сроком на 15 дней, необходима одна фотография,
Нагаленд, Аруначал Прадеш, Мизорам, Манипур: для каждого штата необходимо разрешение, выдается только группам от 4 человек, получить непросто.
Международные переходы
Из Китая:
Есть переход из Тибета в штат Сикким, но он скорее всего не международный,
Из Непала:
С запада на восток:
1. Gadda Chauki-Banbasa,
2. Dhangari-Gauri Phanta,
3. Nepalgunj-Rupaidiya,
4. Sanauli(Belahiya)-Nautanawa - переход недалеко от Лумбини, основной с Непалом, городок Санаули разделен границей на две части, граница ворота, непальский паспортный контроль почти перед самыми вратами слева, индийский расположен в 50 метрах от ворот тоже слева, как с индийской так и с непальской стороны почти к самой границе подходят автобусы,
5. Birgunj-Raxaul - ближайший к Катманду переход,
6. Kakarbhitta-Siliguri - в восточную Индию,
Из Бутана:
С запада на восток:
1. Phutchaling-Jaigon- основной переход между странами, и возможно единственный международный, расположен на основной трассе, граница врата в бутанском стиле, охраняемые только бутанскими полицейскими, города разделяет канава и забор, в пределах города есть еще два пеших перехода, индийский имиграционный офис расположен в 100 метрах слева далее по основной улице Джайгона, до ближайшей железнодорожной станции Гасимара(Hasimara) 18 километров, ходят автобусы, поезда в Силигури и Алипур,
2. Mathanguri- переход через национальный парк Manas в Ассаме, для граждан соседних стран,
3. Daranga, для граждан соседних стран,
4. Bhairabkunda, для граждан соседних стран.
Из Мьянмы:
Есть переход в штат Манипур, но для пересечения границы необходимо разрешение для посещения приграничных территорий как с бирманской так и с индийской стороны,
Из Бангладеш:
С запада на восток:
1. Benapole- ближайший к Калькутте, ночью закрыт, от перехода до ближайшего городка Бенгаон(Bongaon) откуда ходят электрички в Калькутту(Sealdah) 7 километров, основной транспорт велорикшы и прочие велосипеды, иммиграционные офисы расположены в непосредственной близости от границы, нейтральная полоса короткая, прямых автобусов Дакка-Калькутта нет, есть организованная пересадка,
2. Gaud(Sona Masjid)-Godagari- севернее предыдущего,
3. Burimari(Banglabandha)-Chengrabandha- переход на севере по трассе в Силигури,
4. Tamabil-Dawki- переход в штат Мегалайя, по трассе в Шилонг, трасса с индийской стороны узкая и тяжелая, иммиграционные офисы расположены в непосредственной близости от границы(моста через речку), и с той и с другой стороны ходят локальные автобусы, с индийской стороны остановка будет на расстоянии около 2 километров от границы, с другой стороны 200 метров,
5. Akhaura-Agartala- переход в штат Трипура,
Из Пакистана:
Единственный переход Wagha-Atari на автотрассе и железнодорожной ветке Лахор-Амритсар-Дели, переход ночью закрыт, закрывается в 17-30 по индийскому времени, но лучше пройти до четырех вечера. Пакистан: до последнего городка из Лахора ходит автобус номер 4, далее есть варианты. Индия: дизель-поезд Атари-Амритсар, от границы до станции 4 километра, автобусов до границы нет, автобус Амритсар-Атари сворачивает с основной дороги за два километра до границы. Церемония закрытия границы начинается в шесть вечера по индийскому времени.
Есть переход из Тибета в штат Сикким, но он скорее всего не международный,
Из Непала:
С запада на восток:
1. Gadda Chauki-Banbasa,
2. Dhangari-Gauri Phanta,
3. Nepalgunj-Rupaidiya,
4. Sanauli(Belahiya)-Nautanawa - переход недалеко от Лумбини, основной с Непалом, городок Санаули разделен границей на две части, граница ворота, непальский паспортный контроль почти перед самыми вратами слева, индийский расположен в 50 метрах от ворот тоже слева, как с индийской так и с непальской стороны почти к самой границе подходят автобусы,
5. Birgunj-Raxaul - ближайший к Катманду переход,
6. Kakarbhitta-Siliguri - в восточную Индию,
Из Бутана:
С запада на восток:
1. Phutchaling-Jaigon- основной переход между странами, и возможно единственный международный, расположен на основной трассе, граница врата в бутанском стиле, охраняемые только бутанскими полицейскими, города разделяет канава и забор, в пределах города есть еще два пеших перехода, индийский имиграционный офис расположен в 100 метрах слева далее по основной улице Джайгона, до ближайшей железнодорожной станции Гасимара(Hasimara) 18 километров, ходят автобусы, поезда в Силигури и Алипур,
2. Mathanguri- переход через национальный парк Manas в Ассаме, для граждан соседних стран,
3. Daranga, для граждан соседних стран,
4. Bhairabkunda, для граждан соседних стран.
Из Мьянмы:
Есть переход в штат Манипур, но для пересечения границы необходимо разрешение для посещения приграничных территорий как с бирманской так и с индийской стороны,
Из Бангладеш:
С запада на восток:
1. Benapole- ближайший к Калькутте, ночью закрыт, от перехода до ближайшего городка Бенгаон(Bongaon) откуда ходят электрички в Калькутту(Sealdah) 7 километров, основной транспорт велорикшы и прочие велосипеды, иммиграционные офисы расположены в непосредственной близости от границы, нейтральная полоса короткая, прямых автобусов Дакка-Калькутта нет, есть организованная пересадка,
2. Gaud(Sona Masjid)-Godagari- севернее предыдущего,
3. Burimari(Banglabandha)-Chengrabandha- переход на севере по трассе в Силигури,
4. Tamabil-Dawki- переход в штат Мегалайя, по трассе в Шилонг, трасса с индийской стороны узкая и тяжелая, иммиграционные офисы расположены в непосредственной близости от границы(моста через речку), и с той и с другой стороны ходят локальные автобусы, с индийской стороны остановка будет на расстоянии около 2 километров от границы, с другой стороны 200 метров,
5. Akhaura-Agartala- переход в штат Трипура,
Из Пакистана:
Единственный переход Wagha-Atari на автотрассе и железнодорожной ветке Лахор-Амритсар-Дели, переход ночью закрыт, закрывается в 17-30 по индийскому времени, но лучше пройти до четырех вечера. Пакистан: до последнего городка из Лахора ходит автобус номер 4, далее есть варианты. Индия: дизель-поезд Атари-Амритсар, от границы до станции 4 километра, автобусов до границы нет, автобус Амритсар-Атари сворачивает с основной дороги за два километра до границы. Церемония закрытия границы начинается в шесть вечера по индийскому времени.
Автомобильные дороги
Движение левостороннее. Существует два основных типа дорог:
1. Основные трассы национального значения - National Highway(NH), верх километрового столба(камня) желтого цвета с указанием номера трассы,
2. Трассы штатного значения(трассы штатов) - State Highway(SH), верх столба зеленого цвета,
Основные трассы(NH):
1 - Дели-Амбала-Гарандар-Амритсар-Атари, почти на всем пртяжении до Гарандара в форме моторвея в основном по две полосы в каждую сторону, за Гарандаром обычная дорога по одной полосе в каждую сторону, асфальт, качество покрытия от удовлетворительного до хорошего, из Гарандара уходит ответвление 1А на север в Кашмир,
2 - Дели-Агра-Канпур-Аллаабад-Варанаси(Бенарес)-Калькутта, на большей части в форме моторвея по две полосы в каждую сторону, на остальных участках достраивается(объездная Аллаабада, эстокада Канпура), город Варанаси трасса проходит в стороне, асфальт, качество покрытия в основном от удовлетворительного до хорошего, иногда встречаются ямы,
3 - Агра-Гвалиор-Индор-Мумбай(Бомбей), в основном обычная дорога по одной полосе в каждую сторону,
4 - Мумбай-Пуне-Белгаум-Бангалор-Ченнай(Мадрас),
5 - Калькутта-Бхубанешвар-Вишахапатнам-Виджаявада-Ченнай, по восточному побережью, на многих участках в виде моторвея,
6 - Сурат-Нагпур-Райпур-Калькутта, направление запад-восток по центру страны, по одной полосе в каждую сторону, местами совсем узкая без обочины,
7 - Варанаси-Джабалпур-Нагпур-Хайдерабад-Бангалор-Мадурай-Каньякумари, направление север-юг по центру через всю страну,
8 - Дели-Джайпур-Удайпур-Ахмедабад-Мумбай, основная трасса из Дели в Бомбей, огромный поток грузового транспорта, на большей части в форме моторвея с двумя полосами в каждую сторону, на участке Джайпур-Кишнагар протяженностью около 90 километров трасса в форме продвинутого моторвея, почти хайвея, по три полосы в каждую сторону, местами еще две отделенные полосы для медленного транспорта, одноуровневых развязок почти нет,
9 - Пуне-Хайдерабад-Виджаявада-Мачилипатнам, направление запад-восток по южной части страны,
Некоторые прочие трассы(NH):
29 - Газипур-Горахпур с продолжением до непальской границы(Сонаули), асфальт, по одной полосе в каждую сторону, качество покрытия от удовлетворительного до хорошего,
15 - Патанкот-Амритсар-Биканер-Джайсалмер-Самакхали - трасса вдоль границы с Пакистаном, по одной полосе в каждую сторону, асфальт, качество покрытия в основном хорошее, разбитых участков почти нет,
14,15 и 8A - трасса в один из основных портов страны Кандла-порт, начинается от 8 трассы за Аджмером, на большей части строится моторвей, на остальных участках по одной полосе в каждую сторону, узкая,
89 - Аджмер-Биканер - трасса местами узкая, асфальт шириной максимум на один грузовик, в остальных местах по одной полосе в каждую сторону, качество покрытия от неудовлетворительного до хорошего,
17 - от 4 трассы в районе Мумбая на юг вдоль побережья через Гоа, Мангалор в Эрнакулам - трасса малонасыщена транспортом, как правило узкая и петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном хорошее,
47 - из Эрнакулама по побережью на крайний юг в Каньякумари - в основном узкая, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном хорошее,
49 - из Мадурая на юго-восток в Рамесварам - как правило узкая, по одной полосе в каждую сторону, покрытие хорошее, транспортом не насыщена,
35 - из Калькутты на северо-востток к переходу Бенапол с Бангладеш - около границы узка, покрытие от удовлетворительного до хорошего,
30,31 - от 2 трассы в районе Гайя, штат Бихар на северо-восток и восток в Гуваати, штат Ассам - как правило узкая и петляет, по одной полосе в каждую сторону,
37 - от 31 трассы на западе Ассама на левый берег Брахмапутры, вдоль берега на крайний восток страны - узкая и петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном удовлетворительное,
40 - от 37 трассы в районе Гуваати на юг юг в штат Мегалайя, через Шилонг к границе с Бангладеш(Дауки)- узкая, петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном удовлетворительное,
44 - от 40 трассы в Шилонге, вдоль границы с Бангладеш в Агарталу, штат Трипура.
Хаос на дорогах полнейший, езда по встречной полосе на моторвее обычное явление. На обычных дорогах множество медленного двух и трехколесного транспорта.
Указатели есть на латинице, населенных пунктов в том числе, но только на основных трассах(NH).
На трассах в форме моторвея проезд платный, тулгейты расположены как правило через 100 километров, иногда через 50, стоимость проезда через тулгейт от 10 до 55 для легкового транспорта, иногда деньги собирают и на обычных трассах.
Цены на топливо:
Бензин: 46,17-47,47 рупий,
Солярка: 33,50-34,24 рупий,
Газ: 19,20 рупий,
Заправки общемирового уровня с необходимым сервисом.
Везде существует междугороднее автобусное сообщение. Стоимость проезда в обычном автобусе 0,5-1 рупия на километр. Городской транспорт в городах представлен в основном велорикшами и моторикшами, только в крупных городах присутствуют чисто городские автобусы, в просих городах будут только пригородные автобусы, стоимость проезда на рикше 5-10 рупий, на городском автобусе 2-5-7-10 рупий, зависит от расстояния. Такси присутствуют в основном как междугородный или туристический транспорт, за исключением Дели, Бомбея и Калькутты, в Бомбее нет моторикш, а в Калькутте только в определенных районах.
1. Основные трассы национального значения - National Highway(NH), верх километрового столба(камня) желтого цвета с указанием номера трассы,
2. Трассы штатного значения(трассы штатов) - State Highway(SH), верх столба зеленого цвета,
Основные трассы(NH):
1 - Дели-Амбала-Гарандар-Амритсар-Атари, почти на всем пртяжении до Гарандара в форме моторвея в основном по две полосы в каждую сторону, за Гарандаром обычная дорога по одной полосе в каждую сторону, асфальт, качество покрытия от удовлетворительного до хорошего, из Гарандара уходит ответвление 1А на север в Кашмир,
2 - Дели-Агра-Канпур-Аллаабад-Варанаси(Бенарес)-Калькутта, на большей части в форме моторвея по две полосы в каждую сторону, на остальных участках достраивается(объездная Аллаабада, эстокада Канпура), город Варанаси трасса проходит в стороне, асфальт, качество покрытия в основном от удовлетворительного до хорошего, иногда встречаются ямы,
3 - Агра-Гвалиор-Индор-Мумбай(Бомбей), в основном обычная дорога по одной полосе в каждую сторону,
4 - Мумбай-Пуне-Белгаум-Бангалор-Ченнай(Мадрас),
5 - Калькутта-Бхубанешвар-Вишахапатнам-Виджаявада-Ченнай, по восточному побережью, на многих участках в виде моторвея,
6 - Сурат-Нагпур-Райпур-Калькутта, направление запад-восток по центру страны, по одной полосе в каждую сторону, местами совсем узкая без обочины,
7 - Варанаси-Джабалпур-Нагпур-Хайдерабад-Бангалор-Мадурай-Каньякумари, направление север-юг по центру через всю страну,
8 - Дели-Джайпур-Удайпур-Ахмедабад-Мумбай, основная трасса из Дели в Бомбей, огромный поток грузового транспорта, на большей части в форме моторвея с двумя полосами в каждую сторону, на участке Джайпур-Кишнагар протяженностью около 90 километров трасса в форме продвинутого моторвея, почти хайвея, по три полосы в каждую сторону, местами еще две отделенные полосы для медленного транспорта, одноуровневых развязок почти нет,
9 - Пуне-Хайдерабад-Виджаявада-Мачилипатнам, направление запад-восток по южной части страны,
Некоторые прочие трассы(NH):
29 - Газипур-Горахпур с продолжением до непальской границы(Сонаули), асфальт, по одной полосе в каждую сторону, качество покрытия от удовлетворительного до хорошего,
15 - Патанкот-Амритсар-Биканер-Джайсалмер-Самакхали - трасса вдоль границы с Пакистаном, по одной полосе в каждую сторону, асфальт, качество покрытия в основном хорошее, разбитых участков почти нет,
14,15 и 8A - трасса в один из основных портов страны Кандла-порт, начинается от 8 трассы за Аджмером, на большей части строится моторвей, на остальных участках по одной полосе в каждую сторону, узкая,
89 - Аджмер-Биканер - трасса местами узкая, асфальт шириной максимум на один грузовик, в остальных местах по одной полосе в каждую сторону, качество покрытия от неудовлетворительного до хорошего,
17 - от 4 трассы в районе Мумбая на юг вдоль побережья через Гоа, Мангалор в Эрнакулам - трасса малонасыщена транспортом, как правило узкая и петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном хорошее,
47 - из Эрнакулама по побережью на крайний юг в Каньякумари - в основном узкая, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном хорошее,
49 - из Мадурая на юго-восток в Рамесварам - как правило узкая, по одной полосе в каждую сторону, покрытие хорошее, транспортом не насыщена,
35 - из Калькутты на северо-востток к переходу Бенапол с Бангладеш - около границы узка, покрытие от удовлетворительного до хорошего,
30,31 - от 2 трассы в районе Гайя, штат Бихар на северо-восток и восток в Гуваати, штат Ассам - как правило узкая и петляет, по одной полосе в каждую сторону,
37 - от 31 трассы на западе Ассама на левый берег Брахмапутры, вдоль берега на крайний восток страны - узкая и петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном удовлетворительное,
40 - от 37 трассы в районе Гуваати на юг юг в штат Мегалайя, через Шилонг к границе с Бангладеш(Дауки)- узкая, петляет в горах, по одной полосе в каждую сторону, покрытие в основном удовлетворительное,
44 - от 40 трассы в Шилонге, вдоль границы с Бангладеш в Агарталу, штат Трипура.
Хаос на дорогах полнейший, езда по встречной полосе на моторвее обычное явление. На обычных дорогах множество медленного двух и трехколесного транспорта.
Указатели есть на латинице, населенных пунктов в том числе, но только на основных трассах(NH).
На трассах в форме моторвея проезд платный, тулгейты расположены как правило через 100 километров, иногда через 50, стоимость проезда через тулгейт от 10 до 55 для легкового транспорта, иногда деньги собирают и на обычных трассах.
Цены на топливо:
Бензин: 46,17-47,47 рупий,
Солярка: 33,50-34,24 рупий,
Газ: 19,20 рупий,
Заправки общемирового уровня с необходимым сервисом.
Везде существует междугороднее автобусное сообщение. Стоимость проезда в обычном автобусе 0,5-1 рупия на километр. Городской транспорт в городах представлен в основном велорикшами и моторикшами, только в крупных городах присутствуют чисто городские автобусы, в просих городах будут только пригородные автобусы, стоимость проезда на рикше 5-10 рупий, на городском автобусе 2-5-7-10 рупий, зависит от расстояния. Такси присутствуют в основном как междугородный или туристический транспорт, за исключением Дели, Бомбея и Калькутты, в Бомбее нет моторикш, а в Калькутте только в определенных районах.
Железные дороги
Железных дорог в Индии не меньше чем автомобильных. Железнодорожный транспорт является основным пассажирским транспортом, поезда идут почти в любую часть страны.
Бывает три вида колейности:
1. Широкая(английская) колея(broad gauge) - самая распространенная в стране, большая часть поездов передвигается по этим дорогам,
2. Узкая(метровая) колея(metre gauge) - встречается на малодеятельных участках, неэлектрофицирована, есть пассажирское сообщение,
3. Совсем узкая колея(narrow gauge) - встречается совсем редко, кое где ходят миниатюрные поезда, например на участке Силирури-Дарджелинг,
Существуют станции с совмещенными колеями, есть единственная станция Siliguri Junction со всеми тремя колеями.
По скорости поезда широкой колеи делятся на медленные пассажирские(Passenger) с остановками у каждого столба и быстрые экспрессы(Express), в пассажирских поездах вагоны в основном дешевых классов, в экспрессах наоборот. Есть также Fast Passenger, Fast Express, Super Fast Express с незначительно увеличенной скоростью. Нумерация поездов: буквенно-цифровая или номера до тысячи - пригородные или пассажирские, более тысячи - экспрессы.
Существует несколько классов вагонов широкой колеи в двух группах с кондиционером и без него:
1. самый народный и дешевый второй класс(Second class), билеты без мест, колличество человек неограниченно, хотя сидячих мест 90, в вагоне деревянные скамейки, расположение по типу нашего плацкарта, в каждом купе по две багажные полки, с противоположной стороны общая багажная полка, на этих полках можно поспать, окна открываются полностью как на всех вагонах без кондиционера, есть туалеты и рукомойники с зеркалами,а в салонах работают вентиляторы, как и во всех остальных классах, существует еще багажно-пассажирский вагон с 40 местами или 20 плюс 8 для инвалидов, в экспрессах расположены обычно в голове и хвосте состава по 2-3 вагона с каждой стороны, единственный тип вагона не имеющий межвагонных переходов, билет почти в два раза дешевле слипера,
2. сидячий вагон(Chair car), иногда билеты с местами, скамейки мягкие как и во всех вагонах далее, расположение как в нашем электропоезде, 108 мест,
3. Second Jan Chair car, билеты с местами как и далее во всех остальных классах, большие окна, самолетные сиденья по три с каждой стороны, 106 мест, есть разноовидность Second Jan Chair Gum Guard car с третьей дверью посередине, встречаются вагоны и с узкими(стандартными) окнами,
4. спальный вагон(Sleeper class), основной спальный, по типу нашего плацкарта, только полок три, сбоку две, есть почти во всех поездах кроме пригородных, 72 места, билет почти в два раза дешевле третьего класса с кондиционером,
5. первый класс(First class), встречается редко, без кондиционера, по типу нашего купе, три купе двухместные, остальные четырехместные, 26 мест,
6. A.C. Chair car, с кондиционером как и все далее, сидячий вагон, самолетные кресла, 67 мест, бывает разновидность Executive Chair car, 46 мест,
7. A.C. Jan Chair car, большие окна, три и два самолетных сиденья в ряду, 73 места,
8. A.C. Three (3) Tier, по типу нашего плацкарта, полок три, есть почти во всех экспрессах, 64 места, стоимость аналогична российскому плацкарту,
9. A.C. Two (2) Tier, по типу нашего плацкарта, есть зановеска отделяющая койки от коридора, полок две, 46 мест, стоимость как в российском купе,
10. A.C. One (1) Tier, по типу наших двух и четырехместных купе, полок две, встречается крайне редко, обычно есть смешанные вагоны первого и второго класса.
Во всех экспрессах есть вагон-кухня(Pantry car), ресторана нет, по вагонам разносят еду оттуда,
Все спальные вагоны и некоторые сидячие с местами имеют нехорошее свойство - резервация. Еще до покупки билета необходимо зарезервировать(забронировать) место в поезде, заполнить анкету и ждать какое-то время, это не очень удобно.
Сидячие вагоны и 'слипер класс' обычно днем посещают контролеры-ревизоры, с безбилетников требуют штраф около 200 рупий, также иногда при выходе с перона вокзала проверяют билеты, официально нахождение на перроне без билета запрещено, продаются перронные билеты за 3 рупии. В дорогих спальных вагонах есть проводники.
На крупных станциях в книжных ларьках продается книга расписания переиздающаяся каждые полгода, в ней есть все поезда типа Экспресс по всей Индии, стоит 30 рупий. Есть вариант этого расписания в интернете, смотреть тут. Полное расписание есть только для служебного пользования. Часто дальние поезда идут с опозданием, полностью доверять расписанию не стоит, лучше сразу идти в справочную на станции, английским языком там владеют.
В крупных городах (Дели, Ахмедабад, Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Калькутта) встречаются пригородные или городские электропоезда(EMU), ходят с интервалом 5-15 минут с 4 утра до полночи, вагоны где-то бывают двух классов или только одного, с мягкими сиденьями и без. В Пенджабе, а возможно и в других местах есть пригородные дизель-поезда(DMU), сиденья в вагоне мягкие, аналогично вагону Chair car.
Крупные города:
Дели - три вокзала Delhi, New Delhi и H.Nizamuddin, основной New Delhi, с Delhi поезда идут только на север, с Nizamuddin на юг, пригородные поезда отправляются с Нью Дели и Низамудина, есть круговой маршрут, охватывающий примерно полгорода, но поездов мало, только в 'час пик',
Мумбай(Бомбей) - два вокзала, основной C.S.T., откуда отправляются большая часть поездов и почти все пригородные электрички, расположен почти в самом центре, ближе к восточному берегу,
Ченнай(Мадрас) - также два, основной северного направления, расположен на северной окраине центра, второй Egmore южного направления с пригородными электропоездами(только на юг) расположен на северо-западной окраине центра, перебраться с вокзала на вокзал можно на электричке, основной вокзал остановка Park(следующая после Egmore, направление конечная станция Beach, где совсем не пляж а порт), вокзал будет в паре сотне метров,
Колката(Калькутта) - с таким названием ни вокзалов ни станций не существует, вокзал дальних поездов именуется Хоура(Howrah) расположен на правой стороне реки в одноименном районе, есть и пригородные электрички, пригородный вокзал называется Сеальда(Sealdah) находится на восточной окраине центра, есть и дальние поезда(в основном север и восток),
Бывает три вида колейности:
1. Широкая(английская) колея(broad gauge) - самая распространенная в стране, большая часть поездов передвигается по этим дорогам,
2. Узкая(метровая) колея(metre gauge) - встречается на малодеятельных участках, неэлектрофицирована, есть пассажирское сообщение,
3. Совсем узкая колея(narrow gauge) - встречается совсем редко, кое где ходят миниатюрные поезда, например на участке Силирури-Дарджелинг,
Существуют станции с совмещенными колеями, есть единственная станция Siliguri Junction со всеми тремя колеями.
По скорости поезда широкой колеи делятся на медленные пассажирские(Passenger) с остановками у каждого столба и быстрые экспрессы(Express), в пассажирских поездах вагоны в основном дешевых классов, в экспрессах наоборот. Есть также Fast Passenger, Fast Express, Super Fast Express с незначительно увеличенной скоростью. Нумерация поездов: буквенно-цифровая или номера до тысячи - пригородные или пассажирские, более тысячи - экспрессы.
Существует несколько классов вагонов широкой колеи в двух группах с кондиционером и без него:
1. самый народный и дешевый второй класс(Second class), билеты без мест, колличество человек неограниченно, хотя сидячих мест 90, в вагоне деревянные скамейки, расположение по типу нашего плацкарта, в каждом купе по две багажные полки, с противоположной стороны общая багажная полка, на этих полках можно поспать, окна открываются полностью как на всех вагонах без кондиционера, есть туалеты и рукомойники с зеркалами,а в салонах работают вентиляторы, как и во всех остальных классах, существует еще багажно-пассажирский вагон с 40 местами или 20 плюс 8 для инвалидов, в экспрессах расположены обычно в голове и хвосте состава по 2-3 вагона с каждой стороны, единственный тип вагона не имеющий межвагонных переходов, билет почти в два раза дешевле слипера,
2. сидячий вагон(Chair car), иногда билеты с местами, скамейки мягкие как и во всех вагонах далее, расположение как в нашем электропоезде, 108 мест,
3. Second Jan Chair car, билеты с местами как и далее во всех остальных классах, большие окна, самолетные сиденья по три с каждой стороны, 106 мест, есть разноовидность Second Jan Chair Gum Guard car с третьей дверью посередине, встречаются вагоны и с узкими(стандартными) окнами,
4. спальный вагон(Sleeper class), основной спальный, по типу нашего плацкарта, только полок три, сбоку две, есть почти во всех поездах кроме пригородных, 72 места, билет почти в два раза дешевле третьего класса с кондиционером,
5. первый класс(First class), встречается редко, без кондиционера, по типу нашего купе, три купе двухместные, остальные четырехместные, 26 мест,
6. A.C. Chair car, с кондиционером как и все далее, сидячий вагон, самолетные кресла, 67 мест, бывает разновидность Executive Chair car, 46 мест,
7. A.C. Jan Chair car, большие окна, три и два самолетных сиденья в ряду, 73 места,
8. A.C. Three (3) Tier, по типу нашего плацкарта, полок три, есть почти во всех экспрессах, 64 места, стоимость аналогична российскому плацкарту,
9. A.C. Two (2) Tier, по типу нашего плацкарта, есть зановеска отделяющая койки от коридора, полок две, 46 мест, стоимость как в российском купе,
10. A.C. One (1) Tier, по типу наших двух и четырехместных купе, полок две, встречается крайне редко, обычно есть смешанные вагоны первого и второго класса.
Во всех экспрессах есть вагон-кухня(Pantry car), ресторана нет, по вагонам разносят еду оттуда,
Все спальные вагоны и некоторые сидячие с местами имеют нехорошее свойство - резервация. Еще до покупки билета необходимо зарезервировать(забронировать) место в поезде, заполнить анкету и ждать какое-то время, это не очень удобно.
Сидячие вагоны и 'слипер класс' обычно днем посещают контролеры-ревизоры, с безбилетников требуют штраф около 200 рупий, также иногда при выходе с перона вокзала проверяют билеты, официально нахождение на перроне без билета запрещено, продаются перронные билеты за 3 рупии. В дорогих спальных вагонах есть проводники.
На крупных станциях в книжных ларьках продается книга расписания переиздающаяся каждые полгода, в ней есть все поезда типа Экспресс по всей Индии, стоит 30 рупий. Есть вариант этого расписания в интернете, смотреть тут. Полное расписание есть только для служебного пользования. Часто дальние поезда идут с опозданием, полностью доверять расписанию не стоит, лучше сразу идти в справочную на станции, английским языком там владеют.
В крупных городах (Дели, Ахмедабад, Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Калькутта) встречаются пригородные или городские электропоезда(EMU), ходят с интервалом 5-15 минут с 4 утра до полночи, вагоны где-то бывают двух классов или только одного, с мягкими сиденьями и без. В Пенджабе, а возможно и в других местах есть пригородные дизель-поезда(DMU), сиденья в вагоне мягкие, аналогично вагону Chair car.
Крупные города:
Дели - три вокзала Delhi, New Delhi и H.Nizamuddin, основной New Delhi, с Delhi поезда идут только на север, с Nizamuddin на юг, пригородные поезда отправляются с Нью Дели и Низамудина, есть круговой маршрут, охватывающий примерно полгорода, но поездов мало, только в 'час пик',
Мумбай(Бомбей) - два вокзала, основной C.S.T., откуда отправляются большая часть поездов и почти все пригородные электрички, расположен почти в самом центре, ближе к восточному берегу,
Ченнай(Мадрас) - также два, основной северного направления, расположен на северной окраине центра, второй Egmore южного направления с пригородными электропоездами(только на юг) расположен на северо-западной окраине центра, перебраться с вокзала на вокзал можно на электричке, основной вокзал остановка Park(следующая после Egmore, направление конечная станция Beach, где совсем не пляж а порт), вокзал будет в паре сотне метров,
Колката(Калькутта) - с таким названием ни вокзалов ни станций не существует, вокзал дальних поездов именуется Хоура(Howrah) расположен на правой стороне реки в одноименном районе, есть и пригородные электрички, пригородный вокзал называется Сеальда(Sealdah) находится на восточной окраине центра, есть и дальние поезда(в основном север и восток),
Деньги и цены
Национальная валюта страны индийская рупия. Одна рупия делится на 100 пайса.
Курс покупки рупии: 1USD около 41 рупии.
Обменять местную валюту можно в банках или обменных пунктах в туристических местах. Банкоматы встречаются даже в небольших городках, снять деньги можно только в местной валюте.
В обороте встречаются купюры достоинством:
5,10,20,50,100,500,1000 рупий.
Монеты:
25(почти не встретятся),50 пайса,
1,2,5 рупий
По причине религиозных убеждений говядину в Индии вы есть не будете, свинину скорее всего тоже. Баранину можно встретить только в ресторанах, в дешевых местах ее нет. Курицу можно поесть у мусульман в уличных едаловках, одна лапа за 20-40 рупий(зависит от места). Есть яишница из двух яиц за 8-10 рупий. Рыба более распространена, можно ее обнаружить и в дешевых едаловках, но все равно далеко не везде, одна маленькая рыбка стоит 3 рупии. Основная уличная еда это вегетарианская пища, хлебные лепешки или рис с добавлением различных овощных соусов или супов. Основные ингридиенты: горох или фасоль, картофель, капуста, помидоры, перец, но и конечно перец чили. Чай индусы пьют как правило только с молоком, вернее сказать из молока, без воды, и большим колличеством сахара, небольшой стакан 3-5 рупий, встречается кофе, тоже с молоком - 5 рупий
Цены на продукты как правило не высоки, но и порции тоже невелики (цены указаны в рупиях): пирожки с овощными начинками или без(самоса и другие) - 1-2-3-5(зависит от размера), лепешка хлеба с фасолью и овощами - 12-15, рис с овощными добавками - 12-15-20(за большую цену больше добавок и как правило вкуснее), сладости 5-15 за штуку или 40-150 за килограмм(выбор большой), орехи (1кг) - 130-270, хлеб(300гр) - 12-15, рис(1кг) - 9-16, сахар(1кг) - 20, стаканчик мороженного, замороженный фруктовый сок - 5, фабричное мороженное от 10, фрукты недешевы как хотелось бы(цена за килограмм): мандарины - 35, виноград - 20, манго - 25, один банан - 1-2-3 рупии(зависит от места и от размера), стакан свежевыжетого сока 5-10-15(зависит от места или от вида), обед в солидном ресторане 100-200. На фабричных продуктах максимальная цена указана на упаковке, из дешевых продуктов можно отметить только сладкое печенье - 4-5 за 100 грамм(не все виды, много и дорогих), вода в пластиковой бутылке(литр) - 10-12, в некоторых районах стран ы можно купить воду в полиэтиленовой упаковке 250мл за 1 рупию, соки в упаковке не из дешевых и как правило в маленьких упаковках 200мл - 10-12, литр - 36, литр молока - 18.
Курс покупки рупии: 1USD около 41 рупии.
Обменять местную валюту можно в банках или обменных пунктах в туристических местах. Банкоматы встречаются даже в небольших городках, снять деньги можно только в местной валюте.
В обороте встречаются купюры достоинством:
5,10,20,50,100,500,1000 рупий.
Монеты:
25(почти не встретятся),50 пайса,
1,2,5 рупий
По причине религиозных убеждений говядину в Индии вы есть не будете, свинину скорее всего тоже. Баранину можно встретить только в ресторанах, в дешевых местах ее нет. Курицу можно поесть у мусульман в уличных едаловках, одна лапа за 20-40 рупий(зависит от места). Есть яишница из двух яиц за 8-10 рупий. Рыба более распространена, можно ее обнаружить и в дешевых едаловках, но все равно далеко не везде, одна маленькая рыбка стоит 3 рупии. Основная уличная еда это вегетарианская пища, хлебные лепешки или рис с добавлением различных овощных соусов или супов. Основные ингридиенты: горох или фасоль, картофель, капуста, помидоры, перец, но и конечно перец чили. Чай индусы пьют как правило только с молоком, вернее сказать из молока, без воды, и большим колличеством сахара, небольшой стакан 3-5 рупий, встречается кофе, тоже с молоком - 5 рупий
Цены на продукты как правило не высоки, но и порции тоже невелики (цены указаны в рупиях): пирожки с овощными начинками или без(самоса и другие) - 1-2-3-5(зависит от размера), лепешка хлеба с фасолью и овощами - 12-15, рис с овощными добавками - 12-15-20(за большую цену больше добавок и как правило вкуснее), сладости 5-15 за штуку или 40-150 за килограмм(выбор большой), орехи (1кг) - 130-270, хлеб(300гр) - 12-15, рис(1кг) - 9-16, сахар(1кг) - 20, стаканчик мороженного, замороженный фруктовый сок - 5, фабричное мороженное от 10, фрукты недешевы как хотелось бы(цена за килограмм): мандарины - 35, виноград - 20, манго - 25, один банан - 1-2-3 рупии(зависит от места и от размера), стакан свежевыжетого сока 5-10-15(зависит от места или от вида), обед в солидном ресторане 100-200. На фабричных продуктах максимальная цена указана на упаковке, из дешевых продуктов можно отметить только сладкое печенье - 4-5 за 100 грамм(не все виды, много и дорогих), вода в пластиковой бутылке(литр) - 10-12, в некоторых районах стран ы можно купить воду в полиэтиленовой упаковке 250мл за 1 рупию, соки в упаковке не из дешевых и как правило в маленьких упаковках 200мл - 10-12, литр - 36, литр молока - 18.
Гостиницы
Стоимость номера повсеместно начинается от 100-150 рупий, дормиторий(общая комната) -50. Не стоит прибегать к помощи местных при выборе гостиницы, переплатите посреднику.
Связь с внешним миром
Обычная телефонная связь дешева, минута с Россией стоит около 14 рупий, тарификация посекундная, интернет телефония еще дешевле, звонок с индийского сотового телефона тоже дешев, за границу 12 рупий, только тарификация поминутная и при перемещении в другой штат будет роуминг. Минута местной связи стоит 1-2 рупии, телефонные лавки PCO(Public Call Office) расположены повсеместно, обозначены как STD\ISD, иногда там есть и интернет. Стоимость часа интернета сильно колеблется и стоит 10-15-20-25-30-35-40 рупий, зависит в основном от места, в популярных туристических местах дороже, минимальмая плата как правило 10 рупий, это будет 15 минут или полчаса, может и час, скорость разная, в основном быстрая. Самый дешевый интернет обнаружен в штате Керала, самый дорогой в Дели и прочих турместах. К сожалению простые индусы не пользуются интернетом и найти интернет в нетуристических местах непросто.
Язык и общение
Национальный язык страны хинди. Имеет свой алфавит, и свои цифры.Краткий разговорник хинди. Страна многонациональная и помимо хинди распространены различные языки со своим алфавитом, как правило в пределах штата, большая их часть сходны с хинди, кроме некоторых языков, особые различия имеют языки южных штатов и северо-восточных народов, например язык кхаси.Краткий разговорник кхаси. Всего на данный момент в Индии 15 оффициальных языков(есть образцы языков на банкнотах страны). Сам язык хинди обязателен для обучениях в индийской школе. Английский язык знают многие, но не все. В узком кругу желательно знание хинди. В Индии существует кастовая система похожая на систему сословий в дореволюционной России, каст(фамилий) много, делятся на группы(варны), высшая группа - священнослужители, межкастовые браки не приветствуются, хотя и бывают. Немало индусов имеют такие нехорошие свойства характера как повышенная алчность и ч
резмерное любопытство, к этому можно добавить хамство и невоспитанность. Очень много попрошаек и прочих деньгопросров, особенно это заметно в туристических районах. Там же принято значительно завышать цены на товары и услуги, будьте бдительны и старайтесь торговаться. Никогда не дав
айте денег попрошайкам, пристанут не отвяжетесь. Особо доверчивым людям посещать туристические места в Индии категорически не рекомендую.
Автостоп
Автостоп не из лучших, но совсем плохим его не назовешь. Общепринятое слово обозначающее автостоп в Индии -'lift' из английского языка, понимают его не все, в основном англоговорящие. Лучшей позицией будет обычно та, где транспорт едет медленнее своей обычной скорости, наилучшее место - переезд, можно за постом полиции, но в большинстве случаев позиция не играет большой роли. Скорость передвижения за световой день 200-300 километров, при определенном везении можно пройти и 400, но на большее рассчитывать не стоит. Часто грузовики идут почти всю ночь, если застопоть такую машину, то можно ехать и ночью. Стопить можно и ночью, но результат скорее всего будет хуже, лучше впрашиваться на стоянках.
Грузовики:
примерно половина всех водителей грузовиков фактически таксуют, набирают полную кабину местных и везут их за деньги, в такие грузовики лучше не садиться. Но остальные вполне приличные водители. Встречаются в основном на основных трассах, между крупными городами, в остальных местах на них рассчитывать не стоит.
Легковые:
так как топливо по индийским меркам дорого, частного транспорта почти нет, его имеют в основном только богатые люди. Большинство легковушек встретящихся на трассе будут такси.
Отличительные особенности такси:
1. настоящие(городские) - имеют желто-черный окрас, обычно это моторикши, но в крупных городах есть и легковые, а кое где и мотоциклы,
2. междугородние такси и таксующие частники - почти все недорогие джипы, легковушки ТАТА, малолитражные микроавтобусы, обычно имеют желтые номера с надписью типа 'Tourist permit', встречаются и с белыми номерами, машины как правило белого или серебристого цвета.
Мотоциклы:
наверное основная группа подвозящих, мотоциклов большинство на многих дорогах Индии, особенно в городах, в результате чего есть ситистоп.
Грузовики:
примерно половина всех водителей грузовиков фактически таксуют, набирают полную кабину местных и везут их за деньги, в такие грузовики лучше не садиться. Но остальные вполне приличные водители. Встречаются в основном на основных трассах, между крупными городами, в остальных местах на них рассчитывать не стоит.
Легковые:
так как топливо по индийским меркам дорого, частного транспорта почти нет, его имеют в основном только богатые люди. Большинство легковушек встретящихся на трассе будут такси.
Отличительные особенности такси:
1. настоящие(городские) - имеют желто-черный окрас, обычно это моторикши, но в крупных городах есть и легковые, а кое где и мотоциклы,
2. междугородние такси и таксующие частники - почти все недорогие джипы, легковушки ТАТА, малолитражные микроавтобусы, обычно имеют желтые номера с надписью типа 'Tourist permit', встречаются и с белыми номерами, машины как правило белого или серебристого цвета.
Мотоциклы:
наверное основная группа подвозящих, мотоциклов большинство на многих дорогах Индии, особенно в городах, в результате чего есть ситистоп.
Вписки
На большей части Индии вписки в жилых помещениях маловероятны. Возможны вписки в сихских храмах(гурудаварах), можно попробовать индуистские ашрамы, есть христианские монастыри. Место для палатки найти можно, но скорее всего они будет не очень чистым. Желательно собраться с рассветом, обнаружат местные и их реакция может быть различной, могут и камнем кинуть или вызвать полицию.
Климат
Основных два сезона сухой и влажный. Зимой сухой сезон, летом идут дожди. На самом юге страны дожди бывают в любое время года. Зимой на севере страны 20-25 градусов тепла. Самое жаркое время с марта по май, температура поднимается до 35 градусов, в некоторых местах до 40. Муссоны приходят с юго-востока, начинаются в конце мая заканчиваются осенью, на северо-западе дожди с июня по август.
Посольства и консульства находящиеся в стране
Номерные знаки автотранспорта
Расстояния между городами
Фотографии из Индии
Полезная информация
Карты и атласы:
В продаже можно встретить подробный и красочный атлас автодорог за 370 рупий, к сожалению не без ошибок. Есть скромный, совсем не подробный атлас за 50 рупий, есть километровые расстояния. Из подобной же серии атлас железных дорог, но без расстояний, есть подобие расписания, также 50 рупий. Имеется множество карт штатов, но они как правило не более информативней чем атласы.
Офисы туристической информации:
Существует две разновидности - офисы правительства Индии и правительства штатов. Первые располагаются только в крупных городах или центрах штатов, выдают красочные карты городов: Дели, Мумбай, Ченнай, Бангалор, Хайдерабад, Калькутта, а также карту автодорог Индии(дороги только основные), также много различных буклетов. Офисы штатов более распространены в пределах своего штата, там можно взять карту города или штата(далеко не везде), часто расположены на основных железнодорожных вокзалах.
В продаже можно встретить подробный и красочный атлас автодорог за 370 рупий, к сожалению не без ошибок. Есть скромный, совсем не подробный атлас за 50 рупий, есть километровые расстояния. Из подобной же серии атлас железных дорог, но без расстояний, есть подобие расписания, также 50 рупий. Имеется множество карт штатов, но они как правило не более информативней чем атласы.
Офисы туристической информации:
Существует две разновидности - офисы правительства Индии и правительства штатов. Первые располагаются только в крупных городах или центрах штатов, выдают красочные карты городов: Дели, Мумбай, Ченнай, Бангалор, Хайдерабад, Калькутта, а также карту автодорог Индии(дороги только основные), также много различных буклетов. Офисы штатов более распространены в пределах своего штата, там можно взять карту города или штата(далеко не везде), часто расположены на основных железнодорожных вокзалах.