Финляндия

Информация на 09.2013
Виза
Для граждан России и многих других стран бывшего СССР нужна виза. Визу можно получить в консульствах или визовых центрах в крупных городах. В Санкт-Петербурге для визы необходимо заполнить анкету, наклеить фотографию, купить медицинскую страховку, уплатить консульский сбор. Стоимость всех затрат колеблется в пределах 2500-3000 рублей. Ждать обычно 2 недели. С первого раза дают шенгенскую мультивизу на полгода со сроком прибывания в стране 30 дней, с последующими запросами могут дать и 90 дней, максимум можно находиться в стране 3 месяца в течении полугода. Санкт-Петербургское консульство обслуживает тольго граждан России проживающих в северо-западном регионе. В других городах требуют дополнительные бумаги как бронь гостиницы или еще что-либо.
Международные переходы
Финляндия входит в зону Шенгенского соглашения. Это означает отсутсвие как таможенного так паспотного контроля между странами Шенгена.

Прибытие из России:
Все автомобильные погранпереходы предназначены только для транспортных средств, в том числе и для велосипедистов, пешком переходить запрещено.
1. Торфяновка - Ваалимаа(Vaalimaa) - основной автомобильный переход между странами на трассе М10 (E18) Санкт-Петербург-Выборг-Хельсинки, часто бывают очереди, особенно на выходные и праздники. Ходят многочисленные автобусы, в основном из Петербурга в Хельсинки, стоят 800 рублей или 20 Евро.
2. Бусловская - Вайниккала(Vainikkala) - основной железнодорожный переход, есть ежедневный поезд Москва-Хельсинки, а также четыре раза в день ходит скоростной электропоезд Санкт-Петербург-Хельсинки.
3. Брусничное - Нуямаа(Nuijamaa) - автопереход по трассе из Выборга в Лаппенранту вдоль Сайменского канала. Ходят рейсовые автобусы из Санкт-Петербурга и Выборга в Лаппенранту.
4. Светогорск - Иматра(Imatra) - автопереход между близлежащими (10 км) соседними городами, особенно интересен для велосипедистов. Рейсовых автобусов между этими городами нет. Собираются пустить поезд Выборг-Иматра.
5. Вяртсиля - Ниирала(Niirala) - авто, основной переход для Карелии, из Сортавалы трасса А130, около 50 км до границы, ближайший к Петрозаводску,
6. Люття - Вартиус(Vartius) - авто и ж.д., из Костомукши около 40 км.
7. Суоперя - Кортесалми(Kortesalmi) - авто, трасса А136 Лоухи-Пяозерский.
8. Салла(Salla) - авто, трасса из Кандалакши.
9. Лотта - Рая-Йоосеппи(Raja-Jooseppi) - авто, трасса Р11 из Мурманска.

Все остальные соседние страны Норвегия, Швеция и Эстония входят в зону Шенгенского соглашения, пограничные и таможенные посты отсутствуют, обладатели шенгенских виз в обычных случаях имеют право свободно перемещаться через внутренние границы зоны.
По морю существует паромное сообщение:
Санкт-Петербург - Хельсинки, круизное судно.
Таллинн - Хельсинки, несколько раз в день, в пути 2-2,5 часа.
Стокгольм - Хельсинки, с заходом на Аландские острова, ночные, в пути около 15 часов.
Стокгольм - Турку, также с посещением Аландских островов, есть как дневные так и ночные, в пути около 10 часов.
Умео - Вааса, паром в узком месте Ботнического залива.
Также существует паромное сообщение с Германией, в основном только для автомобилей.
Автомобильные дороги
В стране развитая сеть автомобильных дорог хорошего качества, их подавляющее большинство имеет асфальтовое покрытие, обычно по одной полосе в каждую сторону, иногда две в одну сторону или в обе на небольшом участке, местами встречается разделительная полоса между направлениями. Малозначимые дороги имеют грунтовое покрытие.Почти все дороги имеют индивидуальный номер.
Основные трассы:
1 - Хельсинки - Турку, автобан на всем протяжении, все автобаны страны по две и больше полосы в каждую сторону. Хоть и все они бесплатны для автомобилей, но имеют дублирующюю их трассу, это обычно старая дорога по одной полосе в каждую сторону. Данный автобан дублирует трасса 110.
2 - Хельсинки - Пори, обычная трасса, начинается от первой трассы в нескольких километрах от Хельсинки.
3 - Хельсинки - Тампере - Вааса, автобан до Тампере, дублер автобана трасса 130.
4 - Хельсинки - Лахти - Ювяскюля - Оулу - Кеми - Рованиеми - Норвегия, самая длинная трасса страны, проходит с самого юга на самый север, автобан от столицы до Лахти и чуть дальше, а также в районе Ювяскюля. Дублер автобана трасса 140.
5 - Хельсинки - Миккели - Куопио - Каяни - Кусамо - трасса 4, начинается за Лахти от 4 трассы где заканчивается автобан, проходит через небольшие города почти до самого севера за Рованиеми где сливается с 4 трассой.
6 - Хельсинки - Порво - Коувола - Лаппенранта - Иматра - Йоэнсу - Каяни, автобан идет за Порво где раздвоение с 7 трассой. Дублер трасса 170.
7 - Хельсинки - Порво -Котка - Хамина - Ваалимаа - Россия, фактически начинается за Порво где раздваивается с 6 трассой, автобан Котка - Хамина, до Котки ведется активное строительство автобана. Дублер трасса 170.
8 - Турку - Пори - Вааса - Коккола - Оулу - Кеми - Швеция, прибрежная трасса, на севере сливается с 4 трассой.
9 - Турку - Тампере - Ювяскюля - Куопио, перед Тампере 4 трасса, автобан.
10 - Турку - Хяменлинна.
11 - Тампере - Пори.
12 - Тампере - Лахти - Коувола.
13 - Коккола - Ювяскюля - Миккели - Лаппенранта - Нуямаа - Россия.

Все крупные города имеют объездные дороги в виде автобана, средние и небольшие основная трасса обходит стороной или по окраине
Указатели с номерами дорог в достаточном колличестве в основном на перекрестках. Километровые столбы как правило отсутствуют, кое-где сохранились старые гранитные, только на старых дорогах.
Средние цены на топливо на заправках, указаны в Евро.
Бензин 85: 1,16,
Бензин 95: 1,64,
Бензин 98: 1,69,
Дизель: 1,5.

Междугородние автобусы распространены на всех направлениях. Существует довольно значительное число автобусных компаний, в основном региональных. Автобусы только сидячие, спальных нет. На дальних маршрутах с туалетом. Большая часть маршрутов дневная, иногда отправление ранним утром, почти ночью. Суточные маршруты есть только из Хельсинки в Лапландию и на север Норвегии. Два класса обычные и экспресс.
Стандартные расценки в Евро на билеты по стране в зависимости от расстояния:
6км - 3,30-6,60,
20км - 5,50-8,80,
50км - 10,10-13,40,
100км - 18,70-22,00,
150км - 26,30-29,90,
200км - 34,50-38,10,
300км - 49,90-53,50,
500км - 75,30-79,20,
1000км - 139,30-143,20.
Возможно заметное снижение расценок в период различных акций.
В крупных горордах как Хельсинки, Турку, Тампере и других присутствуют городские автобусы, разовый билет стоит 2,20-2,50 Евро, двухчасовой от 3,80 Евро, на целый день от 8 Евро.
Железные дороги
Сеть финских железных дорог VR, www.vr.fi, распространена на большей части страны и охватывает все крупные и средние города. От царской России Финляндии досталась сеть дорог с нашей широкой колеей которую финны не стали переделывать в иной стандарт. В основном все направления однопутны, значимые электрофицированы. Движение в основном пассажирское. Международное сообщение только с Россией.
Представлено несколько видов поездов:
S - Pendolino, скоростной электропоезд (220км/ч), комфортабельные сидения, следуют из Хельсинки на север по трем направлениям, вагоны двух классов,
IC - IntreCity, стандартный поезд сосотоящий по замыслу из одноярусных сидячих вагонов, на деле он может состоять как из одноярусный так и двухярусных вагонов,
IC2 - InterCity 2, то же что и предыдущий только в основном двухярусные вагоны,
P - Express, также стандартный поезд с сидячими или спальными двухместными купейными вагонами старого или нового типа на ночных поездах, наряду с InterCity состовляет основу всех поездов страны,
H - региональный, бывают в виде дизель-поезда (Railcar) или состоят из стандартных сидячих вагонов, встречаются на небольших и малозначимых участках,
L,R,Y,Z - Commuter, пригородный, следуют как правило на небольшие расстояния, до 200 км, электропоезд.
В Intercity и Pendolino существует два класса билетов:
Eco Class: стандартный экономичный с базовым пакетом услуг,
Extra Class: расширенный набор услуг.

Стоимость билетов в Евро на некоторых направлениях из Хельсинки:
Турку(193км) - IC(Eco) 27,31-35,99, (Extra) 36,87-48,59.
Лахти(104км) - пригородный 16,10, IC(Eco) 25,51-27,00, (Extra) 34,44-36,45.
Лаппенранта(252км) - IC и S (Eco) 40,32-53,13, (Extra) 54,43-71,72.
Котка(219км с пересадкой) - IC+H (Eco) 31,67-39,54, (Extra) 42,75-53,37.
Тампере(187км) - пригородный 25,28, IC и S (Eco) 28,91-38,09, (Extra) 39,02-51,42, Express 29,30.
Рованиеми(900км) - IC(Eco) 105,04, (Extra) 141,81, Express 87,46.

В Хельсинки есть сеть трамвайных маршрутов из десяти линий, от центра к окринам. Также есть ветка надземно-подземного метро из 17 станций, тянется из центра к восточным окраинам. Расценки на все виды городского транспорта одинаковы.
Деньги и цены
Валюта страны Единая Европейская валюта Евро, один Евро делится на 100 Евроцентов.
Обмен возможен в банках или обменных пунктах с основных валют и валют соседних стран, но курсы не очень приятные. Банкоматы встречаются повсеместно, также везде можно оплатить покупки с помощью банковской карты, что многие и делают.
Курс обмена около: 1Euro = 40 Российским Рублям.
В обороте есть купюры достоинством:
5,10,20,50,100,200,500 Евро.
Монеты:
1 и 2(совсем редко),5,10,20,50 Центов, 1 и 2 Евро.
Еще в 2000 году был принят закон об округлении платежей согласно которому все суммы заканчивающиеся от 1 до 4 центов округляются до 5 центов, от 6 до 9 до 10 центов, так что получается что сдачу меньше чем 5 центов давать не положено.
Также с сумму наличными более 100 Евро не всегда могут принять, по причине отсутствия наличной сдачи.
Цены на приготовленную пищу в кафе относительно высоки, дешевле 3 Евро за порцию еды (как правило это бутерброд средних размеров) точно ничего нет, в основном одна порция стоит 5-6 Евро, более изысканные блюда 10-15 Евро, чашка кофе 1-2 Евро. Шведский стол от 9 Евро.
Фабричные продукты лучше покупать в супермаркетах или в городских сетевых магазинах. Цены сравнимы с российскими, что-то дороже, что-то дешевле. Некоторые цены в супермаркете(в Евро): батон белого хлеба (350-500гр) - 0,8-0,99 и выше, есть черный, но чуть дороже, молоко (литр) от 0,8, лапша быстрого приготовления (100гр) от 0,3, шоколад (100гр) от 0,8, сок (литр) от 0,8, рыбные консервы (185гр) от 0,7, салаты на базе майонеза (400гр) от 0,99, фасоль в томате (400гр) от 0,55, сосиски и сардельки (300-400гр) от 0,8, котлеты и фрикадельки (360гр) - от 0,79, печенье (400гр) от 0,99, на овощи и фрукты цены начинаются от 1-1,5 Евро за кило, но как правило в районе 2.
Гостиницы
В летний период с конца весны до начала осени по всей стране открыты кемпинги стоимость проживания в своей палатке 12-18 Евро, с машины в среднем на 5 Евро дороже, в домиках стоимость ночлега заметно колеблется, начальные цены 20-60 Евро.
В крупных городах как Хельсинки бюджетный ночлег можно найти в хостелах, койка в дормитории стоит 15-25 Евро, отдельная комната от 40 Евро.
Связь с внешним миром
Интернет можно найти в публичных библиотеках Kirjasto, они есть во всех городах и во всех районах крупных городов, все они оборудованы компьютерами с бесплатным интернетом, обычная продолжительность сеанса 15 минут. Также бесплатный интернет с компьютера есть в туристических информационных центрах во всех городах. Со своего компьютера выйти в интернет можно через Wi-Fi в обычных для этого местах, в ресторанах, кафе и гостиницах.
Для телефонных переговоров предпочтительнее использовать сотовую связь, при использовании местной сети стоимость разговора невелика.
Язык и общение
Национальный язык страны финский, официальным языком также является шведский, на нем дублируют названия городов, улиц и т.д., но в основном только на южном побережье. Для большинства коренного населения финский родной язык. Английским владеют многие, но не все, пожилые люди его как правило не помнят, больше всего им владеет молодежь. Также в приграничных с Россией районах встречаются русскоговорящие выходцы из бывшего СССР, наверное в каждом городе региона можно их встретить, в центре и на западе их уже проблематично найти. Краткий финский разговорник.
Путешествие на велосипеде
Финляндия удобная страна для путешествий на велосипеде. Хорошие дороги, несильно загруженные транспортом, наличие велодорожек, вежливые водители. Все пограничные КПП из России пропускают велосипедистов. Наличие шлема обязательно, но его отсутствие штрафом на облагается. Запрещено движение по автобанам (зеленые знаки), по остальным дорогам ездить можно за исключением мест обозначенных знаком запрета для велосипедов (перечеркнутый велосипед, знак красно-желтый). Велодорожки распространены повсеметно в городах, вдоль основных улиц и в пригородах, они идут вдоль трасс примерно на расстояние равное величине города, а в таких крупных городах как Хельсинки есть велоразвязки и можно заблудится. Главный недостаток велодорожек это повторение изгиба местности, в отличие от трассы где есть насыпи и выемки. В результате расстояние и затраченные силы при езде по велодорожкам увеличиваются, к тому-же асфальтовое покрытие не всегда идеально. На трассе между городами для велосипедистов справа есть обычно полметра асфальта, бывает и больше. Редко места может и не быть, водители машин в этом случае обгоняют по встречной полосе.
Вписки и палатка
Вписки возможны, гостеприимные местные жители могут пригласить вас домой, но особо на это рассчитывать не стоит если вы не позаботились о вписке заранее.
Ночевать в палатке можно в лесу или иных местах за исключением территорий примыкающих к жилым помещениям, сельхозугодий, мест обозначенных как запрещенные к установке палаток. Существуют специальные места для стоянок в палатке, но их совсем немного и находятся они как правило далеко от трассы. Обычным местом для стоянки скорее всего будет лес в отдаленном от жилых домов месте. Также запрещено разжигать костры вне предназначенных для этого местах, оставлять мусор после своего прибывания и причинять вред природе, ломать деревья и т.п..
Климат
Климат на большей части страны умеренный континентальный, на юго-западе почти морской с менее значительными перепадами температуры, в общем климат идентичен климату северо-запада России. Теплое лето и морозная снежная зима. Максимум осадков в августе. Лучшее время для путешествий с мая по сентябрь.
Полезная информация
Во всех регионах страны распространены офисы туристической информации, обозначены буквой "i". Там можно получить интересующую вас информацию на английском языке, есть множество информационных буклетов и карт, как правило все бесплатные. Также есть компьютер с выходом в интернет. Находятся они как правило в центре города или на вокзале во всех райцентрах страны. Также на трассах в местах для стоянок транспорта установлены щиты с картами и другой информацией.

© Горюшин Андрей, 2013.

Посольства и консульства находящиеся в стране Малайзия
Номерные знаки автотранспорта
Фотографии из Малайзии

Ссылки по теме


Другие страны