Бангладеш

Информация на 04-05.2007
Виза
Визу можно получить в посольствах и консульствах различных стран, лучше всего это делать в соседних странах, например в Индии. Туристическая однократная виза длительностью до 30 дней(кое-где до 90) для россиян стоит около 60USD, для граждан других стран стоитмость может быть иной, например для граждан Финляндии 35USD, а для японцев совсем бесплатная, правда только на 15 дней. Существуют также транзитная и многократная визы. В визе указаны пункты въезда и выезда из страны, которые берутся из анкеты, при ее заполнении будьте внимательны. Если вы пересекаете границу в другом месте иммиграционный офицер имеет полное право вас не пустить, хотя скорее всего пропустит.
Есть консульство в Калькутте, приходить надо к 9 утра, заполнить анкету, отдать фотографию, копии паспорта и индийской визы, заплатить 2500 рупий для россиян. Приходить за визой на следующий день после полудня. Если вы сразу уезжаете на границу в Бенапол на электропоезде, то можете и не успеть, граница открыта до 6 часов вечера. В анкете есть только пункт касающийся точки въезда в страну, по словам консульского работника место въезда и выезда должны быть одинаковы, что и указывается в визе.
Внимание. При выезде из страны в пункте Бенапол, а возможно и в других местах, непонятно на каких основаниях требуют заплатить Departure tax в размере 300 така. Мне удалось избежать этой пошлины, хотя это было и непросто. При выезде имейте это ввиду.
Международные переходы
Из Индии:
С запада на восток:
1. Benapole- ближайший к Калькутте, ночью закрыт, от перехода до ближайшего городка Бенгаон(Bongaon) куда приходят электрички из Калькутты(Sealdah) 7 километров, основной транспорт велорикшы и прочие велосипеды, иммиграционные офисы с той и с другой стороны находятся в непосредственной близости от границы, нейтральная полоса узкая, прямого автобуса из Дакки в Калькутту нет, есть организованная пересадка,
2. Godagari-Gaud(Sona Masjid)- севернее предыдущего,
3. Chengrabandha-Burimari(Banglabandha)- переход на севере по трассе из Силигури,
4. Dawki-Tamabil- переход из штата Мегалайя, по трассе из Шилонга, трасса с индийской стороны узкая и тяжелая, иммиграционные офисы расположены в непосредственной близости от границы(моста через речку), и с той и с другой стороны ходят локальные автобусы, с индийской стороны остановка будет на расстоянии около 2 километров от границы, с другой стороны 200 метров,
5. Agartala-Akhaura- переход из штата Трипура,

Из Мьянмы:
Есть лодочная переправа на самом юге Бангладеш в город Текнаф(Teknaf), но скорее всего международного статуса он не имеет.
Автомобильные дороги
Движение левостороннее. Основные дороги:
N1 - трасса из столицы страны Дакки на юго-восток на самый юг до границы с Мьянмой, проходит через города Comilla, Feni, Chittagong, Cox's Bazar, трасса в основном узкая, качество асфальта хорошее.
N2 - трасса из Дакки на северо-восток в Silhet и далее до перехода с Индией Tamabil, трасса широкая, качество покрытия от отличного до хорошего,
N3 - из столицы на север в Mymensingh,
N4 - от трассы N3 в 30 километрах от Дакки на северо-запад в Sherpur и к единственному мосту через реку Яммуну, разделяющую страну на две части,
N5 - от вышеупомянутого моста по правом берегу на северо-запад к переходу в Индию на Силигури,
N6 - от N5 на запад к переходу с Индией Sona Masjid,
N7 - трасса по западной окраине страны от развилки пятой и шестой трасс на юг через города Kushtia, Jessore и Khulna в порт Mongla, есть объездная Khulna в виде моторвея, в остальных местах узкая трасса качество покрытия хорошее,
N8 - из столицы на запад через паромную переправу реки Падма в Jessore и переход с Индией Benapole, трасса в основном широкая, отрезок от Jessore до границы с плохим асфальтом и трасса узкая.
Дороги бывают широкие по одной полосе в каждую сторону или узкие без обочины. Второстепенные дороги как правило узки и с плохим покрытием.
Указатели есть на латинице. На широких трассах пересечение трасс как правило в виде круга.
Цены на топливо:
Бензин: 65-67 така,
Солярка: 35-40 така,
Газ: 8,5 така,
Заправки в основном скромные, кроме офиса и колонок ничего нет.
Везде существует автобусное сообщение. В связи с неудобным железнодорожным сообщением и благодаря хорошим дорогам есть люксовые автобусы. Стоимость проезда в обычном автобусе около 1 така на километр, в люксовых в два раза дороже. Городской транспорт в Дакке как и в других крупных городах представлен велорикшами(5-20 така), моторикшами(от 12 така), автобусами(от 2 до 22 така, зависит от расстояния), грузовичками со скамейками в кузове и такси(редко встречаются), в провинции к этому списку можно добавить многоместные моторикши, многоместные джипы, микроавтобусы.
Железные дороги
Железные дороги в Бангладеш не являются самым удобным транспортом. Связано это с непрямолинейным сообщением и инфраструктурой старой конструкции. Колейность двух видов, узкая и широкая. Широкая представлена только на западе страны, основной вид узкая колея. Поезда узкой колеи делятся по скорости и комфорту на:
1. Локальные(local), как правило редки, пригородные,
2. Экспрессы и почтовые(express, mail), расстояния как правило 200-300 километров, не быстрые, много остановок,
3. Intersity express, быстрые, остановки только на основных станциях и билеты дороже.
Вагоны по типу делятся:
1. второй класс, сидячий, мягкие скамейки по два места на скамейке, расположение по типу нашего электропоезда, есть почти во всех поездах, билеты без мест кроме Intercity, 58-64 мест, как и во всех типах без кондиционера есть вентиляторы, в локальных и медленных поездах вагоны старые и раздолбанные, встречаются с жесткими скамейками, можно встретить отдельный вид вагонов именуемый так-же вторым классом аналогичный индийскому второму классу со скамейками внизу и багажыми полками сверху, только без боковых мест, по 4 места на скамейке, 64 места,
2. первый класс, сидячий, самолетные кресла, рядами по два кресла с каждой стороны, есть в основном в intersity express, бывают двух видов с кондиционером(редки) и глухими окнами и без, но с открытыми окнами, 60 мест,
3. спальный, двух и четырехместные купе, причем четырехместные купе очень широкие, между койками может разместиться еще один ряд, в вагоне три двухместных купе и столько же одноместных, есть во всех типах кроме локальных, 18 мест.
Цены на билеты дешевы, особенно во втором классе. Например на участке Дакка-Читтагонг расстоянием около 300 километров цены такие:
второй класс, в пути около 10 часов, билет всего 72 така, это около доллара или 26 рублей,
первый класс, на интерсити 8 часов, 150 така,
спальный, 490 така.
В Intersity почти в каждом вагоне есть проводник, контролеры не замечены, в других типах поездов бывают билетеры или контролеры. При выходе с перрона крупных станций проверяют билеты.
Главная станция Дакки и всей страны называется Kamalapur Railway Station, поезда идут почти во все части страны даже на запад, где по ходу меняют состав.
Деньги и цены
Национальная валюта страны Така Бангладеш. Одна така делится на 100 пайса.
Курс покупки: 1USD равен 69 така.
Купить местную валюту за доллары или евро можно в банках, а обменять в любом направлении только в обменных пунктах. Поменять можно и индийскою рупию, но лучше этого не делать, курс крайне не выгодный, менять лучше через доллары. Банкоматы можно встретить только в крупных городах.
В обороте встречаются купюры старого и нового образца достоинством:
1,2,5,10,20,50,100,500 така.
Монеты:
25(редко),50 пайса
1,2,5 така
Цены на продукты как правило не высоки (указаны в така): лепешка хлеба или рис с овощами - 8-10, одна лепешка или порция риса 3-5, мясные блюда заметно дороже, порция плова - 30, рис с курой или рыбой около 30, чай в отличии от Индии заваривается и добавляется сгущенка, стоит 5 така, сладости 5 за штуку или 110 за килограмм, хлеб(250гр) - 12,(560-600гр) - 25, свежевыжатый тростниковый сок - 5, фрукты в это время как правило дороги, не сезон, привозные, в сезон в пределах 20-30 така, дешевы только бананы - 1-2 за штуку и арбузы, остальные: апельсины 80, манго 90, виноград 70, сахар 35 за кило, мороженное от 10-15, обед в дорогом ресторане 150-200. На некоторых фабричных продуктах максимальная цена указана на упаковке: печенье(90-100 гр) - 10, сок манго(литр) - 46, другие от 68, бутылка воды(500мл) - 10, лапша быстрого приготовления средних размеров - 10.
Гостиницы
Цены на дешевые гостиницы 200-300 така за двухместный номер, расположены они как правило у автобусных станциях и железнодорожных вокзалов, в пристижных районах, например Гульшан в Дакке цена от 500 така.
Связь с внешним миром
Минута местной связи стоит 2 така в минуту, телефонные лавки есть везде только обозначены они не так явно как в Индии, определяются по желтому плакату или флагу с синими или красными надписями и цифрой два только на бенгали, есть там и международная связь. Минута с Россией по слухам около 15-20 така, не проверялась, в Индию 30 така. Интернет присутствует, находить надо по надписям Cyber cafe, обнаружены только в крупных городах и то далеко не везде. Стоимость 20-30-40 така в час, минимум полчаса 12-15-20 така. Где-то можно встретить интернет со стоимостью 2 така в минуту, но это слишком дорого в пересчете на час.
Язык и общение
Национальный язык страны бенгальский или бенгали. Имеет не только свой алфавит, сходный с хинди, но и свои цифры активно распространенные.Краткий бенгальский разговорник и цифры. На юго-востоке страны живут малые народы со своими языками, буддисты. На практике незнание языка не доставляет неудобств, так как немалый процент населения знает английский язык, только в глухих деревнях могут быть проблемы с общением. Единственное неудобство это цифры которые необходимо выучить, например расписание поездов в общепринятых цифрах есть только на основной станции Дакки. Страна почти вся мусульманская с соответствующими порядками. Жители страны как правило доброжелательны и общительны, причем чрезмерно, кажется что вся страна хочет с тобой пообщаться. Общепринятое обращение к иностранцу не мистер а 'brother'(брат), что радует. Портит впечатление большое колличество попрошаек, некоторые из них могут быть слишком настойчивы. Еще можно отметить в связи с вы сокой плотностью населения трудно или невозможно найти уединенное место, бенгальцы любопытны и собрать вокруг себя толпу внимательно рассматривающих вас аборигенов, особенно в провинции, не проблема. В стране, как и в Индии, существует кастовая система.
Автостоп
Автостоп лучше индийского-бенгальского но хуже непальского. Останавливаются только грузовики и мотоциклы. Все как правило локальны, далеко везти не любят. Средняя скорость за день 200-300 километров. Денгопрос не встречался. Основной транспорт на дорогах автобусы и микроавтобусы с моторикшами и прочим платным транспортом, далее идут грузовики, в основном японцы или старые Бедфорды, легковые машины представленные в основном подержанными японцами, не стопятся, боятся, на последнем месте мотоциклы которых совсем мало. Все это можно отнести только к основным трассам, на прочих трассах значительно хуже, в основном платный транспорт. В общем автостоп неплох.
Вписки
Вписки вполне возможны, немало гостеприимных людей, бывает приглашают к себе в дом, но на это особо рассчитывать не стоит. На юго-востоке и востоке страны немало буддистских монастырей, 'будда бихар' по бенгальски, в самых крупных из них можно остановиться на несколько дней. В Дакке таковых два, Kamalapur Buddist Temples расположен у железнодорожного вокзала Kamalapur, из вокзала налево через мост, далее по проспекту налево. International Buddist Monastery расположен в районе Badda на DIT Road в 4 километрах севернее первого. В Читтагонге крупный монастырь находится рядом с Hill park в километре на север от железнодорожного вокзала. В остальных местах будут скромные храмы. Палатку ставить можно, только надо находить малолюдные места, что для Бангладеш непросто. Хоть и много заливных полей, но также есть и пастбища, в сухой сезон, особенно в конце, найти сухое поле не проблема. Встречаются небольшие возвышенности и леса, на юго-востоке страны много лесов и холмов. С рассветом лучше собраться, иначе соберется м ного зрителей. Часто полиция озабоченная безопасностью, в том числе и туристов, патрулирует глухие места.
Климат
Два основных сезона, сухой и влажный. Дожди идут в основном с мая по октябрь, бывает заливает почти всю страну, в такое время Бангладеш лучше не посещать. Лучшее время с декабря по февраль, погода сухая и нежаркая. С марта по май лето, температура поднимается до 35-37 градусов.
Полезная информация
Офисов туристической информации как таковых нет, в стране немного иностранных туристов. Есть большая государственная туристическая компания которая может предоставить информацию и услуги.
В стране, в основном в столице, можно купить карты страны и Дакки на английском языке, качество и информативность хорошие.
Паспортный офис в Дакке расположен на Agargaon Road в раоне Tejgaon, чуть восточнее строго аэропорта Tejgaon в пяти километрах севернее старого города, продлить визу по слухам непросто.

© Горюшин Андрей, 2007.

Посольства и консульства находящиеся в стране
Номерные знаки автотранспорта
Расстояния между городами
Фотографии из Бангладеш

Ссылки по теме


Другие страны